5.6.1. Психограмма водителя
Процесс управления транспортным средством связан с решением сложных заданий, построенных на информационном моделировании. Получая необходимую информацию о дорожной обстановке, водитель оценивает ее, анализирует, моделирует разные варианты, принимает решения, опираясь на которые, действует. От способности водителя быстро и точно воспринимать и переделывать всю информацию, своевременно производить соответствующие действия зависит обеспечение безопасности движения. Постоянное наблюдение и выполнение одновременно или последовательно как главных, так и второстепенных операций является основной характерной чертой водителя.
Движение на дорогах постоянно растет. При этих условиях в обстановке, которая постоянно изменяется, водитель является оператором сложной системы механизмов. На 1 км пути он выполняет 4050 операций, то есть при скорости 60 км/ч на одну операцию приходится немного больше 1 секунды. Эти расчеты показывают наглядно, какую огромную нагрузку на психику придется выдерживать водителю.
В процессе движения водителю необходимо оценивать значительную часть пространства, которое находится перед ним. Ведущая роль при этом принадлежит зрительному восприятию, которое дает 80% основной информации о дороге и положении автомобиля на ней, о скорости, направлении движения и его изменения, подвижные и неподвижные объекты и тому подобное. Эти оценки осуществляются с помощью динамического глазомера, который формируется в процессе деятельности. Хорошо развитый динамический глазомер помогает водителю выбрать правильную дистанцию и интервал между машинами, чувствовать габариты своей машины в общем потоке транспорта и при движении в ограниченном пространстве (въезд в ворота, подъезд к объекту и др.).
Важным профессиональным качеством водителя является оценка времени, тех или других его отрезков. Неточная оценка часовых отрезков приводит к ошибочным действиям во время выполнения какого-то маневра, например, обгона. Недооценка или переоценка скорости другого автомобиля, неправильный расчет времени, необходимого для обгона, могут повлечь аварийную ситуацию.
Умения оценивать пространственно-временные отношение объектов среды движения тесно связаны с вниманием водителя. Внимание обеспечивает прием и переработку информации, помогает правильно воспринимать дорожно-транспортную обстановку и адекватно действовать. Такие характеристики внимания, как распределение, переключение, объем играют ведущую роль при управлении транспортным средством.
Распределение и переключение внимания наряду со зрительными, слуховыми и двигательными компонентами деятельности водителя формируют его профессиональную внимательность. Водитель должен наблюдать за дорогой, ее разметкой, поворотами, перекрестками, спусками, подъемами, за дорожными знаками и сигналами, постоянно следить за другими транспортными средствами и пешеходами. Кроме того, внимание водителя привлекают и объекты, которые непосредственно не связаны с вождением: дома, сооружения, элементы ландшафта, которые находятся около дорог. Однако это не пассивное созерцание, потому что водитель должен в это время управлять транспортным средством: следить за показаниями приборов, манипулировать устройствами управления, прислушиваться к работе двигателя и тому подобное. Таким образом, его внимание несет большую нагрузку и от степени ее развития зависит качество вождения.
В профессиональной деятельности водителя важное значение имеет умение определенное время сосредоточивать внимание на свойствах и параметрах объектов. Особенно необходимо поддерживать стойкость сосредоточения внимания при однообразном характере движения на ровной автостраде. Исследования показывают, что при движении в потоке машин с большой скоростью водитель меньше допускает ошибок, потому что не может позволить себе расслабиться в этой обстановке, все его анализаторы работают с большой нагрузкой. В дорожно-транспортные аварии водитель преимущественно попадает, когда ясно, сухо, спокойно. Именно в этой благоприятной обстановке он расслабляется, теряет способность к непрерывной оценке ситуации. Поэтому хорошо развитый уровень стойкости сосредоточения внимания способствует поддержанию бдительности водителя во время монотонной работы.
Важное значение в деятельности водителя имеет время его сенсомоторной реакции, то есть временной интервал между моментом появления сигнала и началом реализации соответствующих действий. Чем меньшее время, которое тратится на соответствующие действия раздражителя, тем большая скорость реакции водителя. Время реакции даже у одного и того же водителя не остается постоянным, поскольку зависит от условий движения, субъективного состояния самого водителя, многих других факторов. Внезапное возникновение опасности увеличивает время реакции, особенно, когда темнеет. В экспертных выводах нормой считается время реакции 0,8 сек.
Для управления транспортным средством необходимы навыки в виде сложных комплексов реакций: сочетание двигательных действий с зрительными оценками ориентиров движения дорожной обстановки.
В формировании двигательных навыков манипулирования устройствами управления определенную роль играет уровень развития точности и координации движений, которая имеет особенное значение на стадии учебы.
К комплексу способностей водителя можно отнести способность к запоминанию, сохранению и воссозданию разнообразной информации. На стадии учебы и в дальнейшей самостоятельной работы определенную помощь оказывает хорошо развитая наглядно-образная память, слабое развитие которой утруждает изучение правил дорожного движения, маршрутов, разных дорожных знаков, инструкций. Этот вид памяти тесно связан с оперативной памятью, потому что водитель должен быстро запомнить текущую информацию, своевременно и точно произвести необходимые действия, потом запомнить новую информацию и скоординировать действия. Оперативная память и оперативное мышление помогают ему прогнозировать, предусматривать изменения в дорожно-транспортной обстановке, а значит, и помогают предотвращать аварийные ситуации.
Прогнозирование дорожно-транспортной обстановки — сложный процесс, который продолжает формироваться в процессе деятельности. Водителю мало получить информацию о движении, скорости и направлении автомобилей на дорогах, для него важно предусматривать, какие объекты и в каких случаях могут представлять опасность и как можно ее предотвратить. Поэтому водитель моделирует обстановку, перебирает вероятные варианты, складывает новую модель единственной общей картины ситуации. Причем в опасных ситуациях процесс моделирования осуществляется в течение секунд, даже части секунды. Отбор и синтезирование воссозданной информации сочетают с данными, которые хранятся в памяти и дополняются воображением.
В деятельности водителя особенно значима способность эффективно действовать в напряженных, критических ситуациях, когда нередко есть только единственный выход для предотвращения дорожно-транспортного приключения. Насколько рационально в опасной ситуации будет действовать водитель, зависит от его стойкости к разным негативным факторам. Высокий уровень проявления эмоциональной стойкости дает ему возможность действовать быстро, точно и правильно.
Успешность деятельности водителя определяется совокупностью психофизиологических и личностных качеств, связанных с направленностью человека и ее мотивацией. Исследования показывают, что водители, которые длительное время не имеют аварий, характеризуются ответственностью и дисциплинированностью, точностью и опрятностью, скромностью и самокритичностью. Невзирая на то, что личностные качества с возрастом, образованием, семейным положением могут изменяться, бытует мысль, что человек руководит автомобилем так, как он живет. Это подтверждают чешские исследователи, которые установили четкую закономерность между поведением человека в обществе и при управлении автомобилем. Чем лучше приспособленный человек к жизни в обществе, тем лучшие его производственные показатели. И наоборот, тенденция к антиобщественному поведению тянет за собой постоянное нарушение правил вождения и большое количество аварий.
Сотрудники опытного института в Праге разработали и сформулировали перечень требований, которые относятся к профессии водителя. Среди них такие личностные характеристики: 1) наблюдательность, решительность, ловкость; 2) уравновешенность, рассудительность; 3) эмоциональная зрелость, социальная приспособленность; 4) добросовестное отношение к работе; 5) инициативность, активность, энергичность; 6) ответственность, хозяйственность, опрятность; 7) осторожность, осмотрительность; 8) выносливость, дисциплинированность. Таким образом, литературные данные и психодиагностические исследования помогли сложить ориентировочную психограмму профессий, связанных с управлением транспортными средствами с целью профориентации
- Безопасность движения
- 1. Общие вопросы бд
- 2. Законодательство в сфере безопасности дорожного движения Закон Украины «о дорожном движении»
- Закон Украины об автомобильном транспорте
- 3. Правила дорожного движения
- 4. Система управления безопасностью движения на автомобильном транспорте
- 5. Государственный контроль на автомобильном транспорте
- Государственная автомобильная инспекция министерства внутренних дел
- Служба безопасности дорожного движения министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, их объединений, учреждений и организаций
- 6. Основы психофизиологиии поведения водителя
- 6.1. Психологические характеристики человека-оператора и ее деятельность
- 6.2. Психологическое состояние человека в процессе труда
- 6.3. Психологическая безопасность водителя
- 5.6.1. Психограмма водителя
- 6.4. Психофизиологические качества водителя
- 6.5. Эмоции и их роль в психологической безопасности водителя
- Анализ методов оценки функционального состояния водителей и возможность их приложения для оперативного управления режимами работы водителей на маршрутах
- 7. Безопасная конструкция автомобиля
- 7.1. Сведения о видах безопасности автомобиля
- 7.3. Требования безопасности к техническому состоянию автомобилей
- 8. Требования безопасности к состоянию автомобильных дорог
- 8.1. Состояние безопасности движения на магистралях Украины
- 8.2. Классификация автомобильных дорог
- 8.3. Составляющие автомобильной дороги
- 8.4. Безопасность движения на опасных участках дорог.
- 8.5. Негативные факторы влияния на состояние автомобильных дорог
- 8.6. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- 8.7. Требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, оборудования автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- Практические занятия Методы психодиагностики профессионально важных качеств водителя
- Тест № 1 (Мюнстерберга)
- Тест №2
- Тест №3( Руфье- Диксона)
- Тест №4 "Методика диагностики степени готовности к риску"
- Тест № 5. Проверка воображения
- Тест № 6. Проверка умственных способностей
- Задача 1. Визначення гальмівних властивостей автомобілів
- Порядок виконання роботи
- Задача 2. Визначення поперечної стійкість автомобіля
- Порядок виконання роботи
- Задача 3. Визначення ступеня безпечності ділянок дорожньої мережі