8. Мосты и трубы
8.1. Постоянные мосты (в том числе путепроводы, виадуки, эстакады, пешеходные мосты) и трубы под насыпями на железных дорогах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03—84 и указаниями настоящей главы.
8.2. Место перехода и положение проектируемых сооружений в отношении продольного профиля и плана линии следует выбирать с учетом:
обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов;
строительных достоинств и технико-экономических показателей возможных вариантов;
удобств содержания и эксплуатации сооружений;
режима водотока, русловых, гидрогеологических, тектонических, геоморфологических, мерзлотно-грунтовых, наледных и других местных условий;
климатических особенностей района строительства;
существующих и предусматриваемых подземных и надземных коммуникаций, интересов благоустройства и планировки населенных пунктов, а также перспективы освоения земель для промышленного строительства и в сельскохозяйственных целях.
При этом должны также обеспечиваться безопасный пропуск высоких вод, ледохода, плывущих предметов, а в необходимых случаях беспрепятственное движение под сооружением сухопутного транспорта.
Мосты через водные пути должны удовлетворять требованиям судоходства и лесосплава.
8.3. Проектирование мостов и труб при строительстве дополнительных главных путей следует вести с учетом конструктивных решений и опыта эксплуатации сооружений на действующих путях.
При проектировании реконструкции (усиления) мостов необходимо учитывать физическое состояние и особенности существующих конструкций, их грузоподъемность, а также продолжительность и режим использования сооружений после реконструкции. Следует предусматривать устранение имеющихся в конструкциях дефектов, ликвидацию негабаритности, а также меры по улучшению работы водопропускных отверстий.
8.4. На каждом пересечении водотока железной дороги должно быть одно водопропускное сооружение. Устройство дополнительных водопропускных сооружений на пойме должно быть обосновано.
Пропуск вод нескольких водотоков через одно сооружение должен быть обоснован, а при наличии вечномерзлых грунтов, селевого стока, лессовидных грунтов и возможности образования наледей — не допускается.
В районах вечной мерзлоты на участках с просадочными при оттаивании грунтами должны соблюдаться следующие требования:
водопропускные сооружения необходимо проектировать во всех естественных понижениях продольного профиля, а на слабосточных участках они должны предусматриваться не реже, чем через 500 м;
мосты и трубы необходимо располагать на естественном водотоке, не допуская их размещения в бортах логов и русел;
пересыпание водотоков насыпью с отводом русел не допускается.
В исключительных случаях на линиях III и IV категорий, а также в отдельных случаях при проектировании дополнительных главных путей и реконструкции существующих линий более высоких категорий с разрешения МПС России допускается применение фильтрующих насыпей из отборного камня с применением мер против кольматажа.
8.5. Мосты с устройством пути на балласте, а также трубы под насыпями разрешается располагать на участках дороги с любым планом и профилем, принятым для линии.
Мосты с безбалластной проезжей частью (в том числе с ездой по железобетонным плитам) следует располагать на прямых участках пути и на уклонах не круче 4 ‰. Расположение таких мостов на уклонах круче 4 ‰, но не более 10 ‰, допускается только при технико-экономическом обосновании. При этом необходимо учитывать дополнительные, усилия, возникающие в конструкциях сооружений.
При применении в мостах пролетных строений временного типа бетонные или железобетонные опоры должны проектироваться с учетом возможности замены временной конструкции на постоянную.
8.6. Отметку бровки насыпи над трубами следует определять с учетом толщины засыпки (от верха звена или плиты перекрытия трубы до подошвы рельса), принимаемой, как правило, не менее:
для бетонных или железобетонных труб — 1,0 м;
для металлических (в том числе гофрированных) труб — 1,2 м.
Над сводами арочных мостов следует устраивать засыпку из дренирующего грунта толщиной слоя 0,7 м.
Примечание: Толщину засыпки над железобетонными трубами и пешеходными тоннелями, расположенными в пределах станций, допускается принимать не менее 0,5 м.
8.7. Водопропускные трубы следует, как правило, проектировать на безнапорный режим работы. Полунапорный режим работы труб допускается только при расчете на пропуск наибольшего расхода водотока, устройстве под звеньями и оголовками фундаментов и выполнении специальных конструктивно-технологических требований.
Для труб, расположенных в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С, не допускается предусматривать полунапорный режим работы, за исключением случаев расположения груб на скальном основании.
Применение труб не допускается при наличии на водотоках ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи.
В виде исключения, в местах возможного образования наледей может быть допущено применение прямоугольных бетонных труб (шириной не менее 3,0 м и высотой не менее 2,0 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.
Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты отверстиями не менее 4,0 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.
8.8. Отверстия и высоту в свету труб следует назначать, как правило, не менее:
1,0 м — при длине трубы (или при расстояний между смотровыми колодцами) до 20 м;
1,25 м — при длине трубы 20 м и более.
В районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С отверстие труб следует назначать не менее 1,5 м независимо от длины трубы.
Возвышение высшей точки внутренней поверхности трубы в любом поперечном сечении над поверхностью воды в трубе при максимальном расходе расчетного паводка и безнапорном режиме работы должны быть в свету: в круглых и сводчатых трубах высотой до 3,0 м — не менее 1/4 высоты трубы, свыше 3,0 м — не менее 0,75 м; в прямоугольных трубах высотой до 3,0 м — не менее 1/6 высоты трубы, свыше 3,0 м — не менее 0,50 м.
8.9. При наличии вблизи искусственных сооружений населенных пунктов, промышленной или другой застроек необходимо проверить безопасность строений и угодий от подтопления из-за подпора воды перед сооружением.
В целях сокращения числа переездов и переходов в одном уровне допускается увеличивать отверстия мостов и труб для использования их в качестве пешеходных переходов, скотопрогонов, а в случае технико-экономической целесообразности — для пропуска автомобильного транспорта и сельскохозяйственных машин
Габариты сооружений, используемых в указанных целях, следует принимать не менее:
для прохода пешеходов: ширину 2,25 м на пешеходных мостах и 3,0 м в пешеходных тоннелях, высоту — 2,3 м;
для полевых дорог: ширину — 8,0 м, высоту — 4,5 м;
для прогона скота: ширину — 8,0 м, высоту — 3,0 м.
8.10. Отсыпку конусов мостов, а также насыпей за устоями мостов на длину по верху — не менее высоты насыпей за устоем плюс 2,0 м и по низу (в уровне естественной поверхности грунта) — не менее 2,0 м следует предусматривать из песчаного или другого дренирующего грунта с коэффициентом фильтрации (после уплотнения) не менее 2,0 м/сут. При этом на насыпи из пучинистых грунтов необходимо дополнительно проектировать сопряжение с дренирующими грунтами отсыпки за устоем. Подошва слоя дренирующего грунта на сопряжении в месте примыкания к отсыпке должна быть в уровне границы промерзания-оттаивания этого грунта. На другом конце сопряжения эту подошву следует размещать в уровне низа защитного слоя земляного полотна (см. п. 5.13). Длину сопряжения необходимо определять расчетом в зависимости от допустимой величины пучения и принимать равной не менее 25 м. В необходимых случаях за устоями мостов должно предусматривался устройство дренажей.
Крутизну откосов конусов насыпи в плоскости сопряжения с боковыми гранями необсыпных массивных устоев мостов на высоте до 6 м ниже бровки насыпи следует принимать не круче 1:1,25, на высоте следующих 6 м — не круче 1:1,5; при высоте насыпи свыше 12 м крутизну откоса следует определять расчетом устойчивости конуса (с проверкой основания) к назначать не менее 1:1,75 в пределах всего конуса или до более пологой его части.
Откосы конусов обсыпных устоев рамных и свайно-эстакадных мостов, а также всех мостов в пределах подтопления при уровне воды расчетного паводка должны иметь уклоны не круче 1:1,5, при высоте насыпей свыше 12 м должны определяться расчетом по устойчивости (с проверкой основания).
Для сейсмических районов уклоны конусов следует назначать в соответствии с требованиями СНиП II—7—81*.
Откосы земляных дамб регуляционных сооружений с речной стороны должны быть не круче 1:2, а с противоположной стороны эта величина определяется расчетом, но должна быть не круче 1:1,5. Ширина дамб поверху должна быть не менее 3 м.
8.11. В местах примыкания земляного полотна к устоям мостов следует проектировать сопряжения, конструкции которых будут обеспечивать стабильность конфигурации балластной призмы и верхней части земляного полотна, а на скоростных, особогрузонапряженных и дорогах I категории, кроме того, постепенное изменение жесткости основания пути.
8.12. При проектировании железнодорожных мостов должны соблюдаться габариты приближения конструкций и строений, предусмотренные ГОСТ 9238—83.
Возвышение низа конструкций путепроводов и пешеходных мостов над железнодорожными путями должно назначаться с увеличением габаритов приближения, предусмотренных ГОСТ 9238—83, на величину 20—30 см для обеспечения возможности подъемки железнодорожного пути.
При проектировании путепроводов через автомобильные дороги и городские улицы должны соблюдаться габариты приближения конструкций и строений, предусмотренные СНиП 2.05.03—84. При этом следует учитывать возможность повышения уровня автопроезда после ремонта проезжей части дороги на толщину нового (дополнительного) слоя дорожного покрытия.
8.13. Габариты подмостовых судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях следует принимать в соответствии с ГОСТ 26775—85.
8.14. Расчеты мостов и труб на воздействие водного потока следует производить по гидрографам и водомерным графикам для расчетных и наибольших паводков. Вероятность превышения расходов паводков и соответствующих им уровней воды на пике паводков следует принимать:
для линий III категории и выше — 1:100 (1 %) при расчетных паводках и 1:300 (0,33 %) при наибольших паводках;
для линий IV категории — 1:50 (2 %) при расчетных паводках и 1:100 (1 %) пои наибольших паводках.
Для искусственных сооружений на подъездных путях IV категории, на которых по технологическим причинам не допускается перерывов в движении поездов, вероятность превышения расчетных расходов и соответствующих им уровней воды следует принимать равной 1:100 (1 %).
При проектировании искусственных сооружений на дополнительных главных путях и усилении (реконструкции) действующей линии следует учитывать опыт эксплуатации существующих водопропускных сооружений.
8.15. Мосты с разводными пролетами должны быть ограждены с обеих сторон сигналами прикрытия, находящимися на расстоянии не менее 50 м от въезда на них. Открывание сигналов прикрытия должно быть возможно только при неразведенном положении разводного пролета.
Мосты с разводными пролетами, а также однопутные мосты на двухпутных участках дороги должны быть защищены предохранительными или улавливающими тупиками, а также устройствами путевого заграждения.
8.16. У больших мостов следует предусматривать в необходимых случаях сооружение заградительной и оповестительной сигнализации.
Путепроводы с металлическими пролетными строениями и железобетонными длиной менее 18 м, имеющие ограничения габаритов по высоте проездов автотранспорта, по требованию заказчика, должны быть оборудованы габаритными устройствами, препятствующими ударам автотранспорта в конструкции моста.
8.17. Вблизи больших мостов и тоннелей следует предусматривать служебные, бытовые помещения, мастерские и помещения компрессорных станций, перечень и размеры которых устанавливают в задании на проектирование.
- Железные дороги колеи 1520 мм стн ц-01-95
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Общие положения
- 4. Продольный профиль и план пути. Размещение раздельных пунктов Продольный профиль пути на перегонах
- План пути на перегонах
- Размещения раздельных пунктов
- Продольный профиль и план путей на раздельных пунктах
- 5. Земляное полотно Общие положения
- Конструкция земляного полотна
- 6. Верхнее строение пути Верхнее строение пути на перегонах
- Верхнее строение пути не станциях
- Верхнее строение пути на мостах и в тоннелях
- 7. Защита пути и сооружений. Полоса отвода земель
- 8. Мосты и трубы
- 9. Тоннели
- 10. Станции и узлы
- 11. Примыкания и пересечения
- 12. Путевое хозяйство
- 13. Пассажирское хозяйство
- 14. Грузовое хозяйство
- 15. Локомотивное хозяйство
- 16. Вагонное хозяйство
- 17.Водоснабжение и канализация
- 18. Теплоснабжение
- 19. Электрификация
- 20. Электроснабжение нетяговых потребителей
- 21. Сигнализация, централизация и блокировка (сцб)
- 22. Связь
- 23. Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом
- 24. Служебно-технические, жилые и общественные здания
- 25. Противопожарные требования Общие требования
- Пожаротушение
- 26. Охрана окружающей среды
- Приложение 1 Обязательное определение потребной пропускной способности железнодорожных линий
- Приложение 2 Обязательное указания по расчетам и конструированию земляного полотна
- Приложение 3
- Обязательное
- Указания
- По расчету проектной численности населения железнодорожных населенных пунктов
- Приложение 4 Рекомендуемое методика расчета шумового режима на примагистральной территории
- Уровни шума, дБа, полз да. Имеющего скорость 30 км/ч (при температуре 22—26 °с)
- Поправка к уровням шума, дБа, при изменении скорости движения