logo search
Метеорологическое обеспечение А

§ 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них

Одним из факторов, обеспечивающих всесторонний учет метеорологических условий руководящим составом, является высокое качество прогнозов погоды. Чтобы предъявлять обоснованные требования к качеству прогнозов, необходимо знать возможности метеоподразделений по их разработке. Прогнозом погоды называется научнообоснованное предвидение будущего состояния погоды, являюще­еся результатом тщательного и всестороннего анализа ат­мосферных процессов, а также проведения необходимых рас­четов.

В настоящее время существуют следующие методы разра­ботки прогноза погоды:

с использованием ЭВМ;

-физико-статистический, основанный на статистических закономерностях изменений погода и вычислении вероятности тех или иных ее характеристик.

В метеорологических подразделениях авиационных частей при разработке прогнозов погоды используется в основном синоптический метод.

Для разработки прогноза погоды используются: 3 - приземные и высотные карты погоды;

Прогнозы погоды по времени подразделяются на краткосрочные, срок действия которых не превышает 36 ч от момента окончания его разработки,и долгосрочные, срок действия которых более 36 ч . Метеоподразделения авиационных частей разрабатывают только краткосрочные прогнозы погоды.

Краткосрочные прогнозы погоды на сутки разрабатываются ежедневно к 17.00 на период с 18.00 текущего дня до 18.00 следующего дня (по местному времени), раздельно на ночь (с 18.00 до 06.00) и на день (с 06.00 до 18.00). Прогнозы погоды на период с 6.00 до 18.00 следующего дня уточняются к 5.00 местного времени.

В метеоподразделениях разрабатываются оперативные прогнозы погоды по району базирования частей и зонам ответственности на 6 ч. Уточнение к прогнозам разрабатываются во всех случаях, когда последующий анализ атмосферных процессов показывает, что погодные условия будут отличаться от ожидавшихся ранее.

Прогнозу погоды на сутки должна предшествовать краткая характеристика синоптического положения, обусловливающая ожидаемое состояние погоды.

В краткосрочные прогнозы погоды включаются следующие данные:

Кроме того, дополнительно указываются:

-при обеспечении полетов

на больших высотах и в стратосфере: высота и направление струйного течения, а так же скорость ветра на его оси; высота тропопаузы и темпе­ратура на ее нижней границе; положительные отклонения температуры воздуха от стандартных значений (10°С и более); зоны (слои) ожидаемой турбулентности атмосферы, вызывающие болтанку самолетов;

-при обеспечении полетов на малых и предельно малых высо­тах: данные о минимальном атмосферном давлении, приведенном к уровню моря, ветре в нижнем слое тропосферы, температуре воздуха у поверхности земли вдоль маршрута полета, барической тенденции, а также пространственной и временной изменчивости высоты нижней границы облаков, закрытии гор и искусственных препятствий (сооружений) облаками туманами и осадками, а также скопление стай птиц;

-при обеспечении полетов в горных районах: степень закрытия гор, сопок и перевалов облаками, туманами и осадками.

Для краткосрочных прогнозов погоды устанавливаются ' терминология и градации значений метеорологических элемен­тов. Разрешается допускать конкретизацию ожидаемых зна­чений метеоэлементов в пределах одной градации.

Облачность прогнозируетея с указанием количества, | формы и высоты нижней и верхней ее границ.

Количество облачности указывается раздельно общее и 'нижнего яруса в любой градации с интервалом 2-3 балла. Форма облаков нижнего яруса указывается полными русскими наименованиями (не более двух основных форм).

Высота нижней и верхней границ облаков всех ярусов указывается относительно земной (водной) поверхности в [[градациях: менее 50 м, 50-100 м, 100-150 м, 150-200 м, 200-300 м, 250-350 м, 300-500 м, 400-600 м, 500-800 м, 600-1000 м, I000-1500 м, 1500-2000 м, 2-3 км, 3-4 км и т.д. через I км.

При прогнозировании явлений погоды указывается вид явлений (всех ожидаемых), а при наличии данных - ожидаемая их интенсивность. При прогнозировании грозы применяются термины: гроза, грозовое положение. Под грозовым положе­нием понимается наличие мощных кучевых или кучево-дождевых облаков.

Горизонтальная видимость у поверхности земли указы- вается во всех случаях независимо от того, прогнозируются или не прогнозируются метеорологические явления, ухудшаю­щие ее. Она прогнозируется и указывается в градациях: ме­нее 200 м, 200-400 м, 400-800 м, 600-1000 м, 1000-1500 м, 1500-2000 м, 2-3 км, 3-4 км, 4-6 км, 6-10 км, более 10 км

Ветер у поверхности земли и на высотах прогнозируете» с указанием направления и скорости. Направление ветра у поверхности земли и на высотах указывается в градусах двумя значениями с интервалом 20°. Скорость ветра у поверхности земли указывается двумя значениями с интервалом 3 м/с при скорости до 15 м/с и 5 м/с при скорости более 15 м/с. Скорость ветра на высотах указывается в километрах в час градациями с интервалами: 10 км/ч - при скорости до 50 км/ 20 км/ч - при скорости 50-150 км/ч и 50 км/ч - при скорос1 более 150 км/ч.

Температура воздуха прогнозируется в градусах града­циями с интервалами 3° у поверхности земли и 5° - на выс! тах. В прогнозе на день указывается максимальное, на ночь< минимальное значение температуры воздуха. Допускается употребление термина "около нуля", если в течение периода прогноза температура воздуха ожидается в пределах от - 2 до + 2°.

Высота тропопаузы указывается в километрах градациям! с интервалом I км. Температура воздуха на уровне тропопаузы указывается двумя значениями с интервалом 5°.

Положительные отклонения температуры от стандартных значений указываются только при отклонениях 10° и более градациям с интервалом 5°.

Формулировка прогнозов погоды должна быть четкой, краткой и не допускать двойственного его толкования. Термины " вероятно" , "возможно" в прогнозах применять зап­рещается.

Авиационные краткосрочные прогнозы погоды оформляются текстуально и графически в виде пространственных (по мар­шруту) или временных (по району) вертикальных разрезов ожидаемого состояния погоды.

На временных вертикальных разрезах показывается ожи­даемое состояние погода в том или ином районе ео времени. Пространственный вертикальный разрез оформляется обычно для маршрута полета. Пример вертикального разреза ожидае­мого состояния погода по маршруту показан на рис. 22.

В бюллетени погоды в дополнение к текстуальной части прогноза погоды по маршруту или по району полетов также включается вертикальный разрез ожидаемого состояния пого­ды. Для маршрутов большой протяженности (более 7000 км) графическая часть прогноза погоды оформляется в виде прог­ностических карт.

Прогнозы погоды на период полетов оцениваются руково­дителями полетов, а все остальные прогнозы - начальниками метеоподразделений.

Прогноз погоды на период полетов считается оправдав­шимся, если ь течение срока его действия или в своевремен­ном уточнении к нему были правильно отражены метеорологи­ческие условия, наблюдавшиеся во время полетов в районе аэродрома и на маршрутах, а значения метеорологических элементов в течение двух третей срока (на расстоянии двух третей участка маршрута) не выходили за пределы прогнозируемых градаций.

Уточнение к прогнозу считается своевременным, если оно доложено руководителю полетов не позднее, чем за I ч до возникновения метеорологических условий, не предусмотренных ранее разработанным прогнозом.

Прогноз погоды считается неоправдавшимся, если:

Г'л а в a 3