logo search
методичка СОП

Работа пневматического тормоза

В пассажирских поездах давление в тормозной магистрали установлено в пределах 5,0‑5,2 атмосфер (кгс/см2). Управление тормозами производится машинистом с помощью крана машиниста. К крану машиниста подходит труба от главных резервуаров и отходит труба к тормозной магистрали.

ТОРМОЖЕНИЕ

 Машинист ставит ручку (3)крана машиниста в такое положение , при котором воздух из тормозной магистрали выпускается в атмосферу.

Допустим, машинист понизил давление в тормозной магистрали на 0,5 атм. В тормозной магистрали стало 5,0 – 0,5 = 4,5 атм., в запасном резервуаре 5,0 атм. Таким образом, машинистом создана разность давленийв запасном резервуаре(9)и тормозной магистрали(6).

 За счет этой разности давлений воздухораспределитель(8)срабатывает (в нем происходит перемещение поршня(14)с золотниками в право, которые открывают каналы, соединяющие запасной резервуар(9)с тормозным цилиндром(11)).

 Избыток воздуха из запасного резервуара перемещается в тормозной цилиндр. Когда давление в тормозной магистрали и запасном резервуаре уравнивается, воздухораспределитель перекрывает каналы движения воздуха. Таким образом, создано давление в тормозном цилиндре величиной 0,5 атм. И оно начинает работать.

 Под действием данного давления поршень в тормозном цилиндре перемещается и шток выходит наружу. К штоку соединен горизонтальный рычаг тормозной рычажной передачи (ТРП). Движение штока создает движение ТРП(13), в результате чего происходит прижатие тормозных колодок(12)к поверхности ободов колес.

ЗАРЯДКА И ОТПУСК ТОРМОЗА(выпуск воздуха из тормозного цилиндра)

 После торможения машинист ставит ручку(3)крана(4)в положение, при котором происходит наполнение воздухом тормозной магистрали(6)до установленного давления 5,0 атм. Создается разность давлений между тормозной магистралью (5,0 атм.)(6) и запасным резервуаром (4,5 атм.)(9).

 За счет разности давлений воздухораспределитель(8)срабатывает, после чего по каналам воздух из тормозной магистрали поступает в запасной резервуар (становится 5,0 атм.), а тормозной цилиндр(11)соединяется с атмосферой каналомAm(воздух уходит до нуля). Таким образом, запасной резервуар заряжается до 5,0 атм, а из тормозного цилиндра воздух уходит в атмосферу через каналAmдо нуля.

 В тормозном цилиндре под действием пружины поршень(14)передвигается в обратном направлении, шток заходит вовнутрь корпуса цилиндра, ТРП(13)движется в обратном направлении, тормозные колодки(12)отходят от ободов колес.

Торможение

Зарядка и отпуск тормозов

Таким образом, при понижении давления в тормозной магистрали происходит торможение, а при повышениизарядка и отпуск тормозов.

ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ

Электропневматический тормоз (ЭПТ) является главным тормозом в пассажирских поездах. В пунктах формирования и оборота не разрешается отправлять пассажирские поезда на пневматических тормозах!

ЭПТ состоит из электрической и пневматической частей, которые работают совместно.

РУЧНОЙ ТОРМОЗ (стояночный)

Каждый пассажирский вагон оборудован ручным тормозом. Управление ручным тормозом находится в рабочем тамбуре вагона.

Ручной тормоз состоит:

1) маховик с раскладными ручками.Находится в углублении торцевой стенки тамбура вагона;

2) две шестерни,одна соединена с маховиком, а вторая – с винтом;

3) винт;

4) упор винта– в нижней части винта;

5) гайка– на винте;

6) помочи,которые одной стороной крепятся к гайке, а другой – к кривому рычагу;

7) кривой рычаг;

8) тормозные тяги:с одной стороны тяга крепится к кривому рычагу, а конец концевой тяги крепится к головке штока тормозного цилиндра.

Работа ручного тормоза

1. Закрутить ручной тормоз:

 раскладываем ручки маховика;

 за ручки тянем на себя маховик до выхода его из углубления;

 за ручки вращаем маховик по часовой стрелке до отказа (до упора). В процессе вращения винт будет крутиться на одном месте, а гайка будет подниматься по винту снизу вверх. При вращении до упора гайка не должна доходить до верхней части винта не менее чем на 75 мм.

 после закручивания ручного тормоза должен выйти шток тормозного цилиндра из корпуса и все тормозные колодки должны быть прижаты к ободам колес.

2. Раскрутить ручной тормоз:

 за ручки вращаем маховик против часовой стрелки до упора. Гайка должна опуститься вниз винта, шток тормозного цилиндра должен уйти вовнутрь корпуса, тормозные колодки должны отойти от ободов колес.

 далее нажать на ручки и опустить маховик в углубление торцевой стенки и сложить ручки маховика.

Требования к ручному тормозу:

 работа ручного тормоза проверяется перед каждым отправлением в рейс;

 ручной тормоз приводится в действие:

- в пути следования по сигналу машиниста (три длинных свистка). Проводник, услышав в движении три длинных свистка, должен сорвать стоп-кран (убедиться, что в тормозной магистрали нет воздуха), далее - закрутить ручной тормоз;

- в пути следования на стоянке – на уклоне.