logo
ШПОРЫ БТС

45. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования.

Системы вентиляции, отопления и кондиционирования предназначены для создания комфортных условий в кабине или салоне автомобиля. Система вентиляции может быть естественной и принудительной.При естественной используются отверстия для забора воздуха, расположенные на участках его наибольшего давления на кузов автомобиля (капот, передняя панель кабины, люки на крыше), и отверстия для вытяжки, находящиеся на участках наибольшего разряжения (задние стенки кузова, задние крылья и стойки).В современных автомобилях обязательна принудительная вентиляция с помощью электрического вентилятора, нагнетающего воздух в кабину.

Системы отопления. В наст время авто оборудуются сис-ми отопления с использованием тепла двигателя и независимыми. распространены системы отопления с использованием тепла двигателя. При жидкостном охлаждении отопитель подключают к отдельному радиатору, проходя через который нагревается воздух, подаваемый в кабину автомобиля. При воздушном охлаждении теплоносителем является воздух, проходящий через охлаждающие ребра двигателя. Такие отопители просты, и эффективны, но имеют недостатки: при жидкостной системе охлаждения температура воздуха в кабине зависит от температуры двигателя, что ограничивает их применение в северных районах; при воздушной системе охлаждения в кабину вместе с теплоносителем попадают пары бензина и отработавшие газы. Независимые системы отопления (с автономным источником тепла) сравнительно сложны, требуют дополнительного расхода топлива.

Обычно отопительные и вентиляционные системы объединяют в одну, и эта система служит также для обдува и обогрева стекол.

Системы кондиционирования. Для регулирования температуры и влажности воздуха, подаваемого в кабину автомобиля, служат системы кондиционирования. Наибольшая их эффективность достигается при плотно закрытых окнах. В процессе кондиционирования используется свойство газов поглощать тепло при переходе из жидкого состояния в газообразное, также как в любом бытовом холодильнике.

Предварительно воздух очищается в фильтрах, установленных у всасывающих отверстий, затем проходит через охлаждающее или нагревающее устройство в зависимости от температуры окружающего воздуха, после чего через увлажнитель или осушитель, подается в салон с помощью вентилятора. Кондиционеры бывают с ручной регулировкой или с электронным контролем температуры воздуха в салоне (климат-контроль).

Охлаждение воздуха осуществляется при помощи механической холодильной установки, которая состоит из радиатора, компрессора и конденсатора.

Кондиционер усложняет и удорожает автомобиль.

46. Пассивная безопасность автомобиля, ее измерители и показатели.

Пассивная безопасность - система конструктивных мероприятий направленных на сохранение жизни участникам движения (водителям, пассажирам и пешеходам), а также на снижение количества и тяжести травм, полученных ими в результате свершившегося ДТП.

Сущ-ет несколько показателей:

  1. фактор тяжести Fт ; Fт= Nc / Np , где Nc – число погибших, Np – число раненных во время ДТП.

  2. Коэф-т опасности Коп Коп = (К1Nл+ К2Nт+ К3Nс) / (Nл+ Nт+ Nс+ Nо), где К1, К2 , К3 – коэф-ты тяжести последствий; Nл, Nт, Nс – число людей, получивших легкие, тяжелые и смертельные повреждения, N0 – не получили ранения

  3. Применяются удельные показатели: число раненых и погибших при ДТП, отнесенные к 1 млн жителей, 1 млн км пробега или 1 млн авто.

Вероятность получения травм и степень их тяжести зависит от места расположения человека в автомобиле во время ДТП.

Наиболее опасными являются места, занимаемые передним пассажиром и водителем, места, занимаемые задними пассажирами, менее опасны и по тяжести повреждений незначительно отличаются друг от друга.