33. Сигналы и их свойства
информация поступает к водителю с помощью сигналов. Это являются всевозможные физические процессы, движущиеся объекты (предметы), разнообразные звуковые источники, напряжение мышц и т.д., то есть сигналы, возникающие при нормальном протекании какого-либо процесса, а также сигналы, специально предназначенные для сообщения водителю информации. Сигналы, необходимые водителю для ориентации при выполнении работы, поступают к нему через органы чувств, которые реагируют на физические и химические изменения, происходящие в окружающей среде и в его организме (воздействие света, звука, прикосновение, запах, изменение температуры и т.п.). Эти изменения воздействуют в^^естве «стимулов» на органы чувств и вызывают в нервной системе водителя сложные физиологические процессы, которые отражаются в его сознании в форме ощущений - зрительных, слуховых, осязания, тактильных (тактильные ощущения являются одним из видов кожных ощущений и разделяются на ощущения прикосновения, давления, вибрации), кинестетических (мышечных) и других. Цвет сигнала. Число цветовых оттенков, которые человек способен различать, превышает несколько тысяч и возрастает по мере накопления опыта. Наиболее сильны различия между так называемыми основными цветами, которых четыре: красный, зеленый, синий, желтый. Они легче всего различимы и поэтому чаше всего используются для сигнализации. Выразительность цветов зависит от условий освещения. В полутьме или при слабом освещении зрительная грань между отдельными оттенками цветов стирается.Интенсивность сигнала. Все раздражители, действующие на органы чувств человека, должны достигнуть некоторой величины, чтобы быть воспринятыми. Минимальная величина раздражителя, при которой возможно его восприятие, называется порогом чувствительности. Разница между отдельными оттенками тоже должна достигнуть определенной величины, чтобы человек мог ее воспринимать. Форма сигнала. Важным свойством сигналов является их форма. С помощью зрения лучше всего различаются предметы правильной формы: точки, черточки, треугольники, круги, квадраты. Гораздо труднее опознать предметы неправильной формы. Формы предметов опознаются не только зрением, но и осязанием. При выполнении процесса управления автомобиля доля участия зрения уменьшается, и водитель часто ориентируется только путем прикосновения к органам управления.
Перемещение сигнала. Различают статические и подвижные сигналы. Подвижные сигналы подразделяются на дискретные (появляющиеся и исчезающие) и непрерывные (изменяющие свои характеристики во времени, например, увеличивающаяся громкость звукового сигнала). Подвижные сигналы обнаруживаются легче, чем статические. В общем случае реакция человека на подвижный сигнал оказывается более быстрой, чем на статический.Длительность сигнала. Восприятие сигнала зависит от длительности его подачи. Для обнаружения раздражителя необходимо, чтобы он длился некоторое минимальное время, называемое «пороговым». Кратковременные раздражители (например, короткая вспышка света) могут остаться незамеченными, даже если они обладают достаточной силой.
- 1 Аварийность на автомобильном транспорте и ее причины.
- 2 Цели и задачи дисциплины «Безопасность транспортных средств.
- 3 Эксплуатационные свойства автомобиля, определяющие его безопасность.
- 4 Измерители и показатели эксплуатационных свойств.
- 5 Геометрические и компоновочные параметры автомобиля, их влияние на безопасность движения.
- 6 Весовые параметры авто, их влияние на безопасность движения и срок службы дорожного покрытия.
- 7 Тяговая динамика автомобиля, ее значение для безопасности движения
- 8 Обгон авто, время и путь обгона
- 9.Влияние тех.Сост.На тяговуюую динамику авто.
- 11. Норматив. Док-ты по конструктивной без-ти авто.
- 12 Тормозная динамика автомобиля и ее значение для безопасности движения. Требования к тормозным системам.
- 13 Силы, действующие на автомобиль при торможении.
- 15. Процесс торможения автомобилем.
- 16. Влияние технического состояния тормозной системы на безопасность движения
- 17. Пути повышения тормозной динамики автомобиля
- 18 Показатели устойчивости автомобиля
- 19 Курсовая устойчивость автомобиля
- 20 Устойчивость автомобиля при криволинейном движении
- 21 Продольная устойчивость автомобиля.
- 22 Значение управляемости для безопасности дорожного движения и ее оценочные измерители.
- 23 Критическая скорость автомобиля по условиям управляемости.
- 24 Стабилизация управляемых колес автомобиля
- 25 Значение плавности хода для безопасности движения
- 26 Отрыв колес от дороги
- 27. Пути повышения плавности хода
- 28. Влияние технического состояния автомобиля на его устойчивость,
- 29 Основные конструктивные параметры шин, влияющие на активную безопасность автомобиля.
- 30 Технические требования к восстановленным шинам. Методы восстановления шин.
- 31 Конструктивные мероприятия, повышающие безопасность шин.
- 32 Информативность как элемент активной безопасности автомобиля.
- 33. Сигналы и их свойства
- 34. Внешняя визуальная информативность автомобиля
- 35. Пути совершенствования системы автономного освещения
- 36 Система внешней световой сигнализации автомобиля
- 37 Совершенствование системы внешней световой сигнализации
- 38 Внутренняя визуальная информативность автомобиля
- 39. Совершенствование состава контрольных приборов и параметров, подлежащих контролю
- 40. Звуковая информативность автомобиля
- 41. Обзорность автомобиля
- 42 Сиденье водителя. Удобство посадки, его влияние на работоспособность и утомляемость водителя.
- 43 Органы управления автомобилем.
- 44 Физико-химические условия на рабочем месте водителя.
- 45. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования.
- 47. Классификация систем пассивной безопасности.
- 48 Перегрузки, действующие на водителя и пассажиров при дтп
- 49 Уменьшение инерционных нагрузок
- 50 Ограничение перемещения людей в салоне автомобиля
- 51 Внешняя пассивная безопасность автомобиля.
- 52 Опасные явления, возникающие после дтп
- 53 Требования к послеаварийной безопасности автомобиля
- 54 Влияние автомобилизации на окружающую среду.
- 55 Токсичность отработавших газов двигателей автомобилей.
- 56 Методы уменьшения загрязненности окружающей среды автомобильным транспортом.
- 57 Шум автомобиля и его источники.
- 58 Методы снижения уровня шума автомобилей