logo
Ответы на билеты / Техническая эксплуатация автомобиля

5 Понятие производственно-технической базы (птб) и ее элементах.

Производственно-техническая база (ПТБ) — это со­вокупность зданий, сооружений, оборудования, оснаст­ки и инструмента, предназначенных для ТО, ремонта и хранения подвижного состава, а также создания необхо­димых условий для работы персонала (рис. 1).

К зданиям относятся производственные и администра­тивно-бытовые, крытые стоянки автомобилей, склады и т.п. К сооружениям — обустроенные открытые стоянки, покры­тия территорий и площадок, дороги, навесы, топливозаправочные хранилища, водонапорные башни и водохранилища и т.п.; к оборудованию — техническое и вспомогательное обо­рудование производственных зон и участков и т.п.; к оснаст­ке — рабочие столы, верстаки, шкафы и т.п.

Кроме того, к ПТБ относятся передаточные устройства (наружные электросети, трубопроводы и т.п.), силовые машины (электродвигатели, передвижные электростан­ции, компрессора и т.п.), вычислительная техника.

Вышеперечисленные элементы ПТБ составляют так называемую пассивную часть основных производствен­ных фондов, а подвижной состав — активную часть.

В свою очередь в основных производственных фон­дах ПТБ также можно выделить активную часть (оборудо­вание) и пассивную часть (здания, сооружения).

Структура ПТБ зависит от организации производствен­ной деятельности АТП, размеров предприятия, типа подвиж­ного состава и других факторов. Наиболее полную структу­ру ПТБ имеют автономные АТП (рис.1), которые наряду с перевозочными функциями осуществляют все виды ТО и Ρ подвижного состава. Чем меньше размер АТП, а следова­тельно, и объемы работ по ТО и Р, тем целесообразнее объе­динение отдельных зон и участков (элементов ПТБ).

Например, посты ТО-1 могут располагаться в общем помещении с постами ТО-2 и Р. Такие участки как кузнечно-рессорный, медницкий, сварочный, жестяницкий, ко­торые относятся к группе «горячих цехов», могут разме­щаться в общем блоке помещений. На ПТБ оказывают влияние большое число факторов: структура, тип и «возраст» подвижного состава, условия эксплуатации тип и характеристика оборудования и дру­гие. Изменение этих факторов приводит к изменениям потребности ПТБ в производственных площадях, постах, средствах механизации и др. В тоже время здания и со­оружения АТП строятся на 40—60 лет и ПТБ за это время обслуживает несколько «поколений» транспортных средств, имеющих различную надежность, режимы ТО и ремонта и т.д., что требует приспособленности ПТБ к из­менению этих факторов. Однако на практике часто этого не происходит, что связано с дополнительными трудовы­ми и материальными затратами. Это обстоятельство необходимо учитывать при созда­нии как новой, так и реконструируемой ПТБ.