logo
Ответы на билеты / Техническая эксплуатация автомобиля

8. Лизинг, как метод обновления автомобильного парка.

Лизинг – аренда средств производства, зданий, сооружений, транспортных средств, конторского оборудования, складских помещений, и др. на условиях возвратности, платности и срочности; с возможностью последующей их продажи арендатору.

Система лизинга считается самой выгодной формой приобретения оборудования, а также удобным способом усилить инвестицион. активность. Широкое распространение за рубежом лизинг получил благодаря гос. поддержке. Лизинг признан и практически опробован во многих странах как один из эффективных механизмов обновления осн. фондов предприятий в условиях высокой стоимости оборудования и отсутствия собственных средств у предприятий для его приобретения.

Обеспечение АТП автотехникой по лизингу позволит ослабить остроту и даже полностью снять некоторые из перечисленных проблем.

Например, при поддержке Департамента автомоб. транспорта Министерства транспорта РФ была образована государственная лизинговая компания «Транслизинг». Ее целью было более выгодное оптовое приобретение городских и пригородных автобусов и передача их пассажирским предприятиям в лизинг. Практика работы фирмы «Транслизинг» в течение более 4-х лет показала, что форма оказания господдержки в виде лизинга автобусов оказалась выгодна как лизингодателю – государству, так и лизингополучателю – трансп. предприятиям. Помимо получения известных преимушеств приобретения техники по лизингу (использование сразу, а выплата стоимости постепенно) выгода для трансп. предприятий заключалась также в том, что:

- автобусы закупаются оптом непосредственно у производителя, что значительно дешевле, чем если бы каждое предприятие самостоятельно осуществляло эту покупку;

- приобретение автобусов на автозаводе специалистами лизинговой фирмы обеспечивает квалифицированную приемку, которую не всегда может выполнить предприятие, кроме того, фирма обеспечивает предлизинговый тех. сервис.

Выгода организации формы господдержки для государства оказалась в том, что:

- улучшилось транспортное обслуживание населения в городах;

- упростился контроль за использованием гос. средств по назначению.

Преимущества лизинга:

1)Лизингополучателю (арендатору) фактически предоставляется долгосрочный кредит лизингодателем на 100% стоимости поставляемого оборудования, который не требует немедленного начала платежа. 2)Лизинговые операции, как правила, осуществляются по фиксированной ставке, защищающей лизингополучателя (арендатора) от инфляционных колебаний. 3)Лизингополкчатель не делает первоначального взноса (что он обязан, был сделать при покупке оборудования в кредит) либо делает очень маленький взнос. 4)Лизингополучатель пользуется налоговыми льготами в связи с ускоренной амортизацией и тем, что арендные платежи, считаются эксплуатационными расходами и включаются в себестоимость продукции. 5)Предприятие по лизингу получает необходимое ему оборудование, в то время как кредит на его закупку может быть использован не по назначению. 6)Лизингодатель в течение всего срока действия лизингового соглашения остается собственником оборудования, предоставленного лизингополучателю (арендатору). Это повышает эффективность и надежность партнеров по лизинговому бизнесу. 7)Лизинг открывает для предприятия один из самых дешевых способов доступа к современной технике, включая зарубежную, с последующей ее наладкой и сервисным обслуживанием завода-изготовителя. 8)Лизингополучатель по окончании срока аренды может приобрести оборудование в собственность по остаточной стоимости, а в ряде случаев оно может быть оставлено бесплатно. 9)Схема финансирования бывает, как правило, индивидуальная, достаточно гибкая, с учетом возможностей конкретного предприятия и специфики местного законодательства. 10)Некоторые лизинговые компании даже не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий, поскольку обеспечением сделки является само оборудование. 11)При международных лизинговых операциях лизингополучатель (арендатель) получает налоговые льготы страны арендодателя. Речь идет об ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых льготах и т.п.

Недостатки лизинговых сделок:

- происходит моральное и физическое старение арендуемого оборудования;

- стоимость лизинга оборудования (без налоговых льгот) выше затрат на его приобретение в кредит.

9.Основные задачи и организация материально-технического обеспечения на АТП.Складское хозяйство.

Материально-техническое обеспечение (МТО) автомобильного транспорта, являющееся важным элементом системы технической эксплуатации, предназначено для обеспечения автопредприятий подвижным составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными шинами, аккумуляторами и эксплуатационными материалами. Правильная организация МТО и наличие на АТП необходимых запасных частей и материалов обеспечивают стабильность производственного процесса, позволяют поддерживать автомобили в технически исправном состоянии и сокращать продолжительность ремонта.

АТП укомплектованы обычно несколькими типами и моделями автомобилей, и число их в отдельных случаях достигает 10 и более. Своевременный заказ,

получение и доставка на АТП новой автомобильной техники - одна из функций материально-технического обеспечения.

Запасные части. Запасные части - это механические детали и узлы, детали и узлы топливной аппаратуры, электрооборудования и приборов, подшипники ка­чения, изделия из стекла, резины, асбеста, войлока и текстиля, пробки, пластмассы, картона и бумаги.

Номенклатура запасных частей по каждой модели автомобиля содержит до 1,5 тыс. наименований, и любая из них может понадобиться на АТП/в любой мо­мент времени. Это существенно осложняет МТО. особенно если АТП располагает несколькими моделями автомобилей. Поэтому определение потребности и рацио­нальных объемов хранения запасных частей, их заказ, своевременное получение и правильное хранение являются основной и наиболее сложной задачей МТО.

Технические жидкости. Общее их число насчитывает более 20 наименований. В зависимости от назначения они подразделяются на охлаждающие (антифризы , тосолы), тормозные, амортизаторные, пусковые .

Лакокрасочные материалы. Для поддержания надлежащего внешнего вида автомобилей и защиты металлических поверхностей от коррозии применяются лакокрасочные материалы (лаки, краски, грунтовки, шнатлевки, растворители и т.д.), насчитывающие более сотни отечественных наименований. Еще больше та­ких материалов поступает на рынок из-за рубежа.

Технологическое оборудование. Уборочно-моечное, подъемно-транспортное и нодъемно-осмотровое, смазочно-заправочное, диагностическое, ремонтное и дру­гое оборудование, а также специальный инструмент, применяемый при проведении ТО и ремонта подвижного состава, — более 200 наименований.

Прочие материалы. Перечень материалов, которые используются для удов­летворения хозяйственных нужд АТП, также достаточно велик. Среди них: ме­таллы (прутки круглые и шестигранные, листовая сталь, проволока, швеллеры, двутавры и уголки различных размеров, свинец, олово, медь, припой, стальные и латунные трубки и т.п.); режущий и мерительный инструмент (сверла, плашки, метчики, напильники, резцы, фрезы, развертки, цековки, штангенциркули, микро­метры, линейки, индикаторы и др.); электротехнические устройства и материалы (провода, электродвигатели, трансформаторы, пускатели, предохранители, щиты распределительные, лампы электрические и т.д.); химикаты (растворители и крас­ки общего назначения, серная и соляная кислоты, клеи, олифа, шампуни техничес­кие, полировочная паста и т.д.); ремонтно-строительные материалы (доски, фанера, цемент, алебастр, кирпич и т.д.); спецодежда для рабочих.

Таким образом, на предприятиях автомобильного транспорта применяет­ся несколько десятков тысяч наименований разнообразных изделий и материа­лов. Работникам МТО необходимо заблаговременно определить потребность в них, в нужном количестве заказать, вовремя получить и рационально исполь­зовать.

Номенклатура материальных ценностей, хранящихся на среднем АТП, может достигать 3-4 тыс. наименований и подразделяется на

• агрегаты, узлы и запасные части,

• эксплуатационные материалы,

• материалы общего назначения,

• малоценные и быстроизнашивающиеся материалы.

Для облегчения учета всю хранимую номенклатуру кодируют с помощью многоразрядного логического кода. Для этого агрегаты, узлы и детали для ТО и ТР, по аналогии с кодированием, используемым в каталогах запасных частей, делят на группы и подгруппы. Номер группы определяет агрегат, номер подгруппы — узел, а порядковый номер подгруппы - деталь.

Материалы общего назначения обычно разбивают на 10 групп: металлы, инст­рументы и приспособления, электротехнические устройства и материалы, хозяй­ственные товары, химикаты, ремонтно-строительные материалы, вспомогательные материалы, спецодежда, станки и прочие материалы. Каждая из групп также делится на 10 подгрупп по признаку однородности материалов и получает свой второй номенклатурный номер. Каждую подгруппу, в свою очередь, подразделяют на 10 частей, из которых каждая получает свой номенклатурный номер и т.д. Таким образом, каждый материал, хранящийся на складе, имеет определенный трех- или четырехзначный номер, который полностью его характеризует.

Изделия и материалы располагают на специальных стеллажах, позволяющих быстро отыскивать то, что необходимо для производства.

Запасные части обычно хранят на многоярусных стеллажах. Агрегаты авто­мобиля устанавливают на специальных подставках.

Металлы в прутках хранят на многоярусных стеллажах в горизонтальном положении. Листовые металлы - в кипах или в вертикальном положении в клетках стеллажей.

Легковоспламеняющиеся материалы и кислоты хранят в огнестойком изоли­рованном помещении. Бутыли с кислотой располагают отдельно, в отгороженном помещении в специальной мягкой таре.

Моторные, трансмиссионные и другие смазочные материалы хранят на специ­альных складах. На этих же складах хранят технические жидкости и пластичные смазки.

Монтажный, режущий, контрольно-измерительный инструмент и приспособ­ления хранят в инструментально-раздаточной кладовой в многоярусных клеточных стеллажах, с тем чтобы каждый номенклатурный номер имел свою отдельную ячейку.

В такелажной кладовой хранят и выдают погрузочный инвентарь (брезенты, веревки, цепи и т.п.), а также выполняют его просушку, ремонт, учет и пополнение. Для хранения такелажа применяют полочные многоярусные стеллажи.

Склад утиля оборудуется специальной тарой. Он принимает от производства негодное имущество и отработанные материалы и сдает их соответствующим орга­низациям для вторичного использования или утилизации.

Шины и другие резинотехнические изделия и материалы хранят на специаль­ных складах, желательно в подвальных или полуподвальных помещениях, темпера­тура в которых не должна превышать +20 °С, а относительная влажность 50-60%. Кроме того, помещения для хранения шин должны быть защищены от дневного света. На складах для хранения резиновых материалов не допускается хранение материалов, отрицательно действующих на резину: керосина, бензина и т.п.

Покрышки хранятся на деревянных или металлических стеллажах в верти­кальном положении и располагаются на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. При долгосрочном хранении их необходимо периодически (раз в квар­тал) поворачивать, меняя точку опоры. Складывать покрышки в штабеля, укла­дывая друг на друга, не допускается. Камеры хранятся на специальных вешалках с полукруглой полкой слегка накачанными, припудренными тальком или вложен­ными в новые покрышки. Периодически (через 1—2 мес.) камеры также повора­чивают, меняя точки опоры.

Сырую резину, применяемую при ремонте, хранят в рулонах на полках стел­лажей. Клей для ремонта - в закрытой стеклянной посуде.

Таким образом, на АТП должны функционировать основной материальный склад (запасные части, материалы, имущество), специализированный склад для приема, хранения и выдачи ТСМ; склад утиля. Основной склад должен иметь в своем составе секции для шин, лакокрасочных материалов и химикатов.

Учет материальных ценностей, поступающих на склад, а также выданных производству и возвращенных обратно, осуществляется с использованием типовой первичной документации, утвержденной Министерством финансов РФ: приходного ордера, акта о приемке материалов ,накладной на внутреннее перемещение материалов, нак­ладной на отпуск материалов "на сторону", карточки склад­ского учета, ведомости учета остатков материалов на складе , справки об отклонениях фактического остатка от установленных норм запаса .

При поступлении на склад новых запасных частей и материалов оформляется приходный ордер. Поступление материалов от подразделений АТП (сдача запас­ных частей собственного изготовления, возвращение неиспользованных материа­лов, сдача на склад отходов и т.п.) оформляется накладной в двух экземплярах. Таким же образом оформляется перемещение материалов со склада на склад.

Запасные части и материалы отпускают производству на основании требо­вания, подписанного руководителем ИТС. Для оперативного контроля за исполь­зованием установленного лимита вносится соответствующая запись в карту учета использования лимита. На средних и крупных АТП широко используется отпуск материалов производству по лимитно-заборным картам, оформляемым срокам на 2 мес. Один ее экземпляр находится на складе, другой - у потребителя. Отпуск материалов "на сторону" оформляется специальной наклад­ной, которая выписывается в трех экземплярах.

Общий учет материальных ценностей на АТП обычно ведется по сальдовому методу: на складах осуществляется количественный учет, а в бухгалтерии - стои­мостный. Данные первичных документов по приходу и расходу на складе заносятся в карточки складского учета, в которых указывается остаток запасных частей, материалов и быстроизнашивающихся изделий в натуральном выражении. В бух­галтерии на основе этих же документов составляются оборотные ведомости. В кон­це каждого месяца остатки с карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается их общая стоимость, и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.

При поступлении материальных ценностей их оценка и учет производятся по фактической себестоимости приобретения (стоимость, уплаченная поставщику, плюс транспортно-заготовительные расходы). При отпуске ценностей производству в документацию вносится та же оценка.