15. Трансмиссионные масла
В отличие от гидродинамического режима смазки подшипников режим смазки зубчатых передач — прерывистый. При взаимном скольжении зубьев шестерен должна образовываться новая пленка масла, несущая нагрузку . В трансмиссиях наблюдаются все три режима смазки: гидродинамический, контактно-гидродинамический и граничный. Условия качения или скольжения, зависящие от конфигурации зубьев, форма повреждений на поверхности зубьев, изменение эксплуатационных свойств масла во время работы — все это обусловливает работу большинства зубчатых передач в режиме смешанного трения. В зависимости от скорости скольжения большая часть нагрузки воспринимается слоем масла в зоне зацепления зубьев, остальная часть нагрузки передается через масло, заполняющее пространство у ножек зубьев. Величина усилия, передаваемая трансмиссиями, может быть значительно увеличена применением соответствующего смазочного материала.
Требования к трансмиссионным маслам. На правильный выбор трансмиссионных масел влияют различные факторы:
конструкция и компоновка — передаваемая мощность, скорость, соотношение скорости скольжения и окружной скорости, передаточное число, неточная соосность, материал зубчатых колес, однородность этого материала;
технология производства — прецизионность изготовления шестерен, класс обработки поверхности зубьев, термическая обработка, твердость поверхности;
коробка передач — жесткость, тепловые деформации, объем масла;
условия работы — скорость скольжения, нагрузка, вибрации, температура, нагрев извне;
совместимость с материалами — сталью, цветными металлами и легкими сплавами, пластиками, материалом сальников, лакокрасочными покрытиями [11.151.
Критериями выбора трансмиссионных масел служат вязкость, температура застывания и температура вспышки. Основные показатели качества: скорость износа, нагрузка заедания, коэффициент трения и приработочные свойства. Вспомогательные показатели: вязкостно-температурные характеристики, химические свойства (коррозия, агрессивность по отношению к неметаллам), вспениваемость, высоко- и низкотемпературные свойства, окислительная стабильность, деаэрация, совместимость с материалами уплотнений.
Маркировка трансмиссионных масел: ТМ — трансмиссионное масло; первая цифра — группа масла (уровень качества масла); второе число — класс вязкости (ТМ-2-18, ТМ-3-9, ТМ-4-18)
Трансмиссионное масло используют для смазки шестерен и других трущихся деталей задник мостов, коробок передач, раздаточных коробок , мостов гидромеханических передач, бортовых и колесных редукторов, рулевых механизмов и других агрегатов трансмиссии автомобилей.
В зависимости от напряженности работы зубчатых передач, трансмиссионные масла можно разделить на следующие группы
Группы трансмиссионных масел по содержанию присадок
В зависимости от климатических условий в перечисленные группы могут входить летние, зимние, всесезонные, северные и арктические масла, различающиеся вязкостно-температурными свойствами.
ГОСТ 17479.2-85 предусматривает в обозначении трансмиссионных масел буквенные аббревиатуры: ТМ- трансмиссионное масло и 3 -загущенное масло.
Пример обозначения: ТМ-5-9э- загущенное трансмиссионное масло 5-й группы, 9-ого класса вязкости.
КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ (ГОСТ 17479.2-85)
НОРМЫ РАСХОДА
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них в автотранспортных предприятиях.
Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 литров общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 литров расхода топлива, нормы расхода смазок соответственно в килограммах на 100 литров расхода топлива. Индивидуальные нормы расхода масел в литрах (смазок в кг) на 100 Л общего расхода топлива автомобилем.
Виды и сорта масел (смазок) | Временная норма расхода масел в литрах смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива, расчит. по нормам для: | |||
легковых, грузовых, автомобилей, работающих на бензине и сжиженном газе | грузовых автомобилей и автобусов, работающих на дизельном топливе | внедорожных, автомобилей-самосвалов, работающих на дизельном топливе | ||
Трансмиссионные масла | 0.3 | 0,4 | 0,5 | |
|
|
- 2. Отказы и их разновидности
- 3. Надежность и долговечность узлов, агрегатов и деталей автомобилей.
- 4. Технологический процесс то и ремонта а/м.
- 5 Понятие производственно-технической базы (птб) и ее элементах.
- 6. Методы и средства диагностирования узлов и агрегатов автомобиля и механизмов двигателя по составу эксплуатационных материалов и отработавших газов.
- 7.Понятие о жизненном цикле а/м и его составляющих.
- 8. Лизинг, как метод обновления автомобильного парка.
- 11. Научно технический процесса, его составляющие на автомобильном транспорте.
- 10. Вредное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Основные направления снижения этого влияния.
- 12. Нормирование- установление допуст. Норм эксплуатации на единицу пробега и единицу транспортной работы.
- 13. Автомобильные бензины:
- 16. Маршрут – это путь следования пс при выполнении перевозок.
- 15. Трансмиссионные масла
- 17. Организация перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
- 23. Охарактеризуйте различные виды автомобильных перевозок и дайте классификацию расскажите об их особенностях
- 25.Охарактеризуйте план мероприятия атп по предупреждению дтп. Основные разделы плана.
- 27. Роль служб атп в предупреждении дтп. Особенности технической, эксплуатационной, кадровой и других служб по обеспечению безопасности дорожного движения.
- 29. Охарактеризуйте элементы дорог и перечислите основные требония к содержанию автодорог и улиц.