10. Вредное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Основные направления снижения этого влияния.
Состояние и совершенствование ТЭА на уровне АТП оказывает непосредственное влияние на экологическую безопасность АТК. Именно в АТП и у других владельцев транспортных средств осуществляется хранение, ТО и ТР автомобилей. обеспечивается восстановление их работоспособности и скапливается основная часть производственных отходов. Организация производства, применяемые технологии, качество ТО и ТР в конечном счете определяют техническое состояние, и значит, и величину выбросов вредных веществ при движении автомобилей и от производственной деятельности.
Рассмотрим влияние факторов, обуславливающих экологическую безопасность на уровне АТП.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОКСИЧНОСТИ И ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
В процессе эксплуатации происходит изменение технического состояния автомобилей, обусловленное износами деталей, изменениями зазоров в спряжениях и связанным с этим нарушением заводских регулировок в системах, узлах и агрегатах . Следствием этого является снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива и выбросов вредных веществ.
Согласно имеющимся оценкам на 10-15% неисправных автомобиле приходится до 40% всех загрязнений окружающей среды от автомобильного транспорта. Поэтому правильно выбранные и соблюдаемые периодичности перечни операций технического обслуживания являются одним из основных механизмов влияния ИТС АТП на уровень работоспособности автомобилей, также на расход топлива, загрязнение окружающей среды и ресурсы автомобилей и агрегатов.
Например, увеличение в 1,5 раза периодичности замены масла в двигателе "КамАЗ-740" сокращает его ресурс на 15%, а несвоевременное и неполное выполнение операций ТО - еще на 10-15%.
На токсичность автомобилей в движении главное влияние оказывает техническое состояние двигателя и его систем, на которые приходится около 80% всех неисправностей, так или иначе влияющих на токсичность и топливную экономичность (оставшиеся 15-20% неисправностей приходятся на трансмиссию и ходовую часть).
Для карбюраторных двигателей характерно следующее распределение неисправностей: свечи зажигания - 38%, карбюратор - 26, прерыватель-распределитель - 21, провода высокого напряжения - 7,5, катушка зажигания – 3; цилиндропоршневая группа - 3,3, остальное - 0,8%. Появление этих неисправнее - прямо влияет на состав рабочей смеси либо на условия ее сгорания в цилиндрах, в результате концентрация СО, СхНу„ и NОу в ОГ изменяется в довольно низких пределах. Одновременно в процессе перевозок возрастает удельный расход топлива, г/100 - км, что, в свою очередь, увеличивает выбросы вредных. веществ.
У дизельных двигателей любая неисправность топливной системы (закоксованность сопловых отверстий, неравномерность цикловой подачи, снижение давления начала открытия иглы форсунки и др.) также резко влияет на токсичность ОГ, увеличение износов и зазоров в сопряжениях нарушает заводские регулировки трансмиссии и подвески (коробка передач, редуктор, ступицы колес). ; также взаимное расположение деталей (зазоры в зацеплении шесте-;ние и развал колес, углы наклона шкворней). В результате увеличили мощности в трансмиссии и сопротивление движению автомобиля, а следовательно, растут, и весьма значительно, удельный расход топлива и выбросы вредных веществ.
Таким образом, эксплуатация автомобилей с отклонениями конструктивных регулировочных параметров от нормативных, что достаточно часто имеет место на практике, может увеличить расход топлива на 40-50%, а токсичность ОГ в несколько раз. Поэтому поддержание подвижного состава АТП в исправном состоянии — один из важнейших факторов повышения экономичности и экологичности автомобилей в эксплуатации.
Применение рациональной организации ТО и ТР автомобилей. Техническое состояние парка зависит от уровня организации производственного процесса на АТП. Однако не все предприятия должным образом оснащены и применяют прогрессивную организацию технологических процессов ТО и ремонта с использованием средств диагностирования, позволяющую ИТС объективно оценить техническое состояние автомобилей, определить объемы необходимых технических воздействий и оперативно управлять производственными процессами ТЭ, соблюдая нормативы и требования действующей системы ТО и ремонта. В результате эксплуатационные свойства и работоспособность автомобилей на этих АТП восстанавливаются не полностью, что приводит к существенному увеличению выбросов вредных веществ.
В связи с этим ИТС должна, во-первых, обеспечить наличие в АТП необходимого технологического оборудования и применять в зонах ТО-1, ТО-2, ТР и на производственных участках передовые технологические процессы, что повысит качество ТО и ремонта и обеспечит требуемый уровень технического состояния подвижного состава. Во-вторых, — организовать постоянный контроль токсичности автомобилей и своевременно принимать необходимые меры по восстановлению экологических показателей парка.
В соответствии с рекомендациями Министерства транспорта РФ на крупных и средних АТП контроль токсичности следует осуществлять на специальных контрольно-регулировочных пунктах (КРП). Их размещают на постах диагностирования Д-1 и оборудуют газоанализаторами (СО, Сх-Ну), дымомерами, тахометрами, набором регулировочного инструмента. Ежедневно при возвращении с линии часть автомобилей проходит через КРП, где определяются и регистрируются выбросы СО и СуНу или дымность ОГ. На следующий день проверяется другая группа автомобилей и т.д. В результате каждый автомобиль один раз в три недели проходит проверку и весь парк находится под постоянным контролем ИТС.
Если на КРП не удается привести токсичность ОГ в соответствие с требованиями действующих стандартов, информация об этом передается диспетчеру отдела управления производством, который направляет автомобиль на участок диагностирования Д-2. Если в ходе углубленного диагностирования неисправности - вызвавшие повышенную токсичность ОГ, устраняются, автомобиль выпускается на линию, а если нет - направляется в зону ТР для проведения необходимых ремонтных воздействий.
Участок Д-2 должен быть оснащен тяговым стендом, мотор-тестером, газоанализатором и дымомером, компрессометрами, пневмотестером, а также приборами для проверки топливных насосов, форсунок, свечей зажигания, бесконтактные систем зажигания и топливных систем впрыска бензина.
Наличие на участке тягового стенда позволяет провести расширенные по сравнению с требованиями ГОСТ 17.2.2.03-87 испытания по определению токсичности ОГ бензиновых автомобилей. Для этого концентрации СО и СуН„ измеряются не только в режиме холостого хода, но и под нагрузкой. Это позволяет выявит:, неисправности (работа экономайзера, вакуумного регулятора опережения зажигания, пропускная способность топливных и воздушных жиклеров, отказ отдельных свечей зажигания, нарушение зазоров в клапанном механизме и плотности посадки клапанов и др.), которые на режимах холостого хода четко не проявляются.
На малых АТП и у владельцев упрощенная проверка токсичности ОГ бензиновых автомобилей может осуществляться при наличии однокомпонентного газоанализатора (СО) и мотор-тестера. Сначала с помощью мотор-тестера проверяют систему зажигания, а затем с помощью простейшего оборудования - уровень топлива в поплавковой камере и работу бензонасоса. Выявленные неисправности устраняют и осуществляют ряд последовательных проверок_содержания_СО.
Очистка сточных вод, сбор и утилизация отходов производства. Загрязненные воды от производственных зданий и хозяйственно-бытовых сооружений АТП, а также ливневые стоки с их территории могут сбрасываться в городской водосток, в поверхностные водоемы и на почву только после их очистки. Поэтому АТП должно иметь участок для мойки ПС, оснащенный очистными сооружениями с системой оборотного водоснабжения, локальные очистные сооружения для предварительной очистки стоков от производственных участков и накопитель-отстойник для очистки стоков с территории (рис. 27.1). Осадки и нефтепродукты, скапливающиеся в очистных сооружениях, обезвоживают и утилизируют.
На АТП образуется также значительное количество промышленных отходов. Большая часть из них представляет собой вторичное сырье, которое целесообразно перерабатывать. Поэтому отслужившие аккумуляторы и шины, отработанные масла, пластические смазки, технические жидкости и другие отходы необходимо тщательно собирать и хранить в металлической таре на специально оборудованной для этого площадке, не допуская тем самым загрязнения ими ливневых вод и почвы. Объемы отходов не должны превышать значений, оговоренных в разрешении на их хранение, выданном АТП органами санитарно-эпиде-миологического надзора. Их следует периодически вывозить в места утилизации или сдавать специализированным организациям, занимающимся сбором и переработкой вторичного сырья.
Таким образом, правильная организация работы с отходами на АТП позволяет решить сразу две важных задачи - снизить загрязнение окружающей среды и одновременно обеспечить качественное сырье для производства промышленных изделий и материалов, в том числе автомобильных (масла, аккумуляторы и др.).
Экологическое обучение и повышение квалификации персонала. Все рассмотренные факторы, определяющие величину вредных выбросов и управляемые на уровне АТП, приводятся в действие руководителями, инженерно-техническими" работниками, водителями, рабочими, которые, руководствуясь законодательством, нормативами, знаниями и навыками, обеспечивают организацию и выполнение необходимых природоохранных мероприятий. Однако уровень экологических знаний и квалификация работников во многих АТП недостаточны.
Если при проверках П-1 и П-2 концентрация СО соответствует требованиям стандарта, а при П-3 наблюдается резкое увеличение СО, то воздушный фильтр, система холостого хода, главная дозирующая система и ускорительный насос исправны.
При отсутствии на малых АТП возможности выполнить такие проверки их следует проводить на крупных АТП или на специализированных предприятиях. Таким же образом необходимо осуществлять проверку и регулировку дымности дизельных автомобилей малых АТП.
Для ремонта и последующей проверки и регулировки снятых с автомобилей карбюраторов, бензонасосов, топливных и подкачивающих насосов дизелей, а также генераторов, стартеров, прерывателей-распределителей, катушек зажигания и других узлов, производственные участки по ремонту топливной аппаратуры и электротехнические участки крупных и средних АТП должны быть оснащены стендами для испытания топливных насосов высокого давления, контрольно-испытательными стендами для проверки электрооборудования, установкой для безмоторной проверки приборов системы питания бензиновых двигателей, специализированными постами для разборки и сборки ТНВД и форсунок. Применение этого оборудования позволяет быстро обнаружить имеющиеся неисправности, устранить их и провести проверку качества выполненного ремонта.
Нормирование и учет расхода топлив и смазочных материалов. Ведение на АТП оперативной отчетности дает возможность постоянно контролировать эффективность использования автомобилей, предотвращать нерациональное потребление топлива и связанное с этим повышение загрязнения окружающей среды. Сравнение нормативного и фактического расходов позволяет оценить топливную экономичность каждого автомобиля за смену и выявить автомобили, допускающие перерасход.
Повышение эффективности использования подвижного состава. Эффективность использования автомобилей на АТП определяется уровнем организации перевозок грузов и пассажиров. Чем выше значения коэффициентов использования пробега Р и использования грузоподъемности у, тем выше производительность и меньше удельный расход топлива на единицу транспортной работы и, как следствие, численность участвующих в перевозках автомобилей и загрязнение окружающей среды.
Управление возрастной структурой парка. Эффективность использования парка по мере увеличения пробега автомобилей с начала эксплуатации снижается, а выбросы вредных веществ увеличиваются. Кроме того, поддержание "старых" автомобилей в технически исправном состоянии увеличивает потребность в ПТБ, рабочей силе, технологическом оборудовании, запасных частях, эксплуатационных материалах, что приводит к росту образующихся производственных отходов. В связи с этим управление возрастной структурой парка (см. гл. 4), определяющее сроки списания старых и поставки новых автомобилей и обеспечивающее повышение эффективности использования ПС, снижает величину выбросов вредных веществ парком АТП.
Совершенствование безгаражного хранения и пуска автомобилей при низких температурах. Сравнительно небольшое понижение температуры охлаждающей жидкости в двигателе (например, с 85 до 40 °С) резко увеличивает токсичность ОГ. У бензиновых автомобилей выбросы СО возрастают на 15-35%, СуНу-в 1,2-2,8 раза и расход топлива - на 25-40%, а у дизельных - на 20-30% увеличивается дымность. Существенно увеличиваются выбросы во время пуска в условиях безгаражного хранения автомобиля при низких температурах. Поэтому для снижения загрязнения атмосферы в эксплуатации важно поддерживать оптимальный тепловой режим двигателей и агрегатов автомобилей и применять методы облегчения пуска при низких температурах (см. гл. 22).
следние годы, в связи с приватизацией и разукрупнением АТП, положение ухудшилось. Поэтому в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования необходимо повышать уровень экологической подготовки кадров, а на АТП вести целенаправленную переподготовку работников всех категорий.
В частности, применение рациональных приемов вождения автомобилей позволяет экономить до 20% топлива и снижать выбросы вредных веществ в атмосферу на 20-25%. Поэтому на АТП следует вести специальную подготовку и повышение квалификации водителей. По специальной программе следует также обучать механиков постов диагностирования и рабочих участков ТО, ремонта двигателей, топливной аппаратуры и электрооборудования, от профессионального мастерства которых в первую очередь зависят качество ТО и ремонта, восстановление работоспособности ПС и обеспечение требуемого уровня технического состояния автомобилей. Необходимо также вести переподготовку водителей и ремонтников, обслуживающих газобаллонные автомобили.
Руководителей и инженерно-технических работников АТП следует обучать на экологических курсах при высших и средних учебных заведениях, а кадры массовых профессий — на отраслевых учебных комбинатах и непосредственно на предприятиях. Типовые учебные программы повышения квалификации различных категорий специалистов АТП разработаны НИИАТ Министерства транспорта РФ, МАДИ и другими организациями.
Организация и систематическое проведение обучения указанных групп специалистов во многом облегчит реализацию необходимых природоохранных мероприятий, повысит их эффективность и обеспечит тем самым повышение экологической безопасности AT.
- 2. Отказы и их разновидности
- 3. Надежность и долговечность узлов, агрегатов и деталей автомобилей.
- 4. Технологический процесс то и ремонта а/м.
- 5 Понятие производственно-технической базы (птб) и ее элементах.
- 6. Методы и средства диагностирования узлов и агрегатов автомобиля и механизмов двигателя по составу эксплуатационных материалов и отработавших газов.
- 7.Понятие о жизненном цикле а/м и его составляющих.
- 8. Лизинг, как метод обновления автомобильного парка.
- 11. Научно технический процесса, его составляющие на автомобильном транспорте.
- 10. Вредное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Основные направления снижения этого влияния.
- 12. Нормирование- установление допуст. Норм эксплуатации на единицу пробега и единицу транспортной работы.
- 13. Автомобильные бензины:
- 16. Маршрут – это путь следования пс при выполнении перевозок.
- 15. Трансмиссионные масла
- 17. Организация перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
- 23. Охарактеризуйте различные виды автомобильных перевозок и дайте классификацию расскажите об их особенностях
- 25.Охарактеризуйте план мероприятия атп по предупреждению дтп. Основные разделы плана.
- 27. Роль служб атп в предупреждении дтп. Особенности технической, эксплуатационной, кадровой и других служб по обеспечению безопасности дорожного движения.
- 29. Охарактеризуйте элементы дорог и перечислите основные требония к содержанию автодорог и улиц.