logo
Ответы на билеты / Техническая эксплуатация автомобиля

11. Научно технический процесса, его составляющие на автомобильном транспорте.

Цель управления любыми системами (участок, цех, ТЭА, предприятие, группа предприятий) – повышение их эффективности. Одним из распространенных методов повышения эффективности систем (подсистем) является их обновление, т.е. применение инноваций – новой техники, технологии, организации производства, информационного обеспечения, новых видов услуг и т.д. Обычно это определяется понятием «научно-технический прогресс» (НТП).

Под научно-техническим прогрессом понимается единое целое, взаимообусловленное и поступательное развитие науки, техники и технологии, служащее основой социального развития общества. В ряде стран аналогом аббревиатуры НТП является понятие РЕНД (RandD – Research and Development, т.е. исследования и развитие, разработки).

Многочисленные наблюдения показывают, что любые мероприятия по совершенствованию предоставления услуг и развития производства, например наращивание фондов, механизации, применение новых организационных форм и технологий, сначала дают существенную отдачу, а затем получаемый эффект сокращается, т.е. происходит насыщение и проявляется закон убывающей эффективности использования капиталовложений или других видов ресурсов. Так, повышение уровня механизации процессов ТО и ремонта в среднем АТП на 1% приводит к следующему приросту прибыли: при исходном уровне механизации 10% - на 3,6%; при исходном уровне механизации 34% - на 0,6%; при исходном уровне механизации 45% - только на 0,4%.

Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные, которые повлияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет.

  1. Продолжиться рост автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

  2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, дилеры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.

  3. Изменения структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т.п.):

  1. Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях, которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.