Назначение и общее устройство системы питания дизельного двигателя автомобиля. Смесеобразование в дизелях. Приборы низкого давления их устройство и работа.
Принципиальное отличие системы питания дизеля от карбюратора в том, что воздух и топливо подается в цилиндр двигателя раздельно и горючая воздушная смесь образуется непосредственно в цилиндре двигателя (внутреннее смесеобразование).
Для обеспечения оптимального распыления топлива в слои сжатого воздуха и одновременного его испарения используют давление в 30 – 150 мПа.
В систему питания дизеля входят приборы, обеспечивающие подачу и впрыск топлива, а так же приборы очистки и подачи воздуха.
Приборы, обеспечивающие подачу топлива подразделяются на:
Приборы магистрали низкого давления.
- топливный бак
- топливопроводы низкого давления
- фильтр грубой очистки топлива
- фильтр тонкой очистки топлива
- топливоподкачивающий насос
2. Приборы магистрали высокого давления.
- ТНВД
- форсунки, по числу цилиндров двигателя
- трубопроводы высокого давления
К приборам питания магистрали низкого давления дизельных двигателей относятся фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливный насос низкого давления и топливопроводы.
Фильтр грубой очистки топлива служит для удаления из топлива относительно крупных взвешенных частиц инородного происхождения. Фильтр состоит из цилиндрического штампованного корпуса, соединенного фланцем с крышкой. Для уплотнения между корпусом и крышкой установлена прокладка.
Фильтрующий элемент состоит из сетчатого каркаса, на который навит в несколько слоев хлопчатобумажный шнур. В торцовых поверхностях дна корпуса и крышки сделаны кольцевые выступы. При сборке они вдавливаются в фильтрующий элемент, чем обеспечивается уплотнение фильтрующего элемента в корпусе фильтра. Центрирование фильтрующего элемента при сборке фильтра достигается направляющей крестовиной, приваренной к дну корпуса.
Топливо поступает под действием разрежения, создаваемого насосом низкого давления, в наружную полость фильтра между корпусом и фильтрующим элементом. Проходя через фильтрующий элемент, оно очищается от механических примесей и попадает во внутреннюю полость фильтра. Далее очищенное топливо отводится через центральное отверстие в крышке по трубопроводу к насосу низкого давления.
Фильтр тонкой очистки топлива предназначен для очистки топлива от мельчайших частиц, которые не задержались в фильтре грубой очистки. Он имеет корпус, внутри которого на стяжном стержне размещен фильтрующий элемент. Чугунная литая крышка крепится к корпусу фильтра через уплотнительную прокладку стяжным болтом. При сборке фильтра стяжной болт ввертывают в центральный стержень, который приварен к нижней части корпуса.
Фильтрующий элемент состоит из перфорированного металлического каркаса с фланцем по торцам. На сердцевину каркаса наложены слои ткани и набивки из древесной муки или минеральной шерсти, пропитанной клеющим материалом. После обработки набивка фильтрующего элемента представляет пористую массу, хорошо задерживающую мелкие механические примеси и легко пропускающую топливо. Сверху и снизу фильтрующий элемент хорошо уплотнен резиновыми прокладками, которые плотно охватывают центральный стержень и поджимаются в собранном состоянии пружиной.
При работе насоса низкого давления топливо подкачивается через отверстие в крышке и дальше поступает в полость между корпусом и фильтрующим элементом. Проникая через набивку фильтрующего элемента во внутреннюю полость фильтра, топливо очищается и собирается вокруг центрального стержня. Поднимаясь далее вверх, топливо выходит через канал в крышке по трубопроводу к насосу высокого давления.
Отверстие в крышке, закрытое пробкой, служит для выпуска воздуха при прокачке фильтра. Здесь же в крышке установлен жиклер для слива излишков топлива, которое не расходуется в насосе высокого давления. Отстой из фильтра выпускают через отверстие, закрываемое пробкой.
Топливный насос низкого давления подает топливо под давлением около 0,4 МПа к насосу высокого давления. В корпусе насоса размещены поршень со шгоком и роликовым толкателем, впускной и нагнетательный клапаны. Поршень прижимается пружиной к штоку, а другим концом пружина упирается в пробку.
В корпусе насоса имеются каналы, соединяющие подпоршневую и надпоршневую полости с клапанами и сверлениями насоса, служащими для подсоединения его к магистрали. В верхней части корпуса над впускным клапаном расположен ручной подкачивающий насос, состоящий из цилиндра и поршня, связанного с рукояткой.
При работе двигателя эксцентрик набегает на роликовый толкатель и поднимает его вверх. Перемещение толкателя через шток передается поршню и он занимает верхнее положение, вытесняя топливо из надпоршневой полости и сжимая пружину.
Когда эксцентрик сходит с толкателя, поршень под действием пружины опускается. При этом в полости над поршнем создается разрежение, впускной клапан открывается и топливо поступает в надпоршневое пространство. Затем эксцентрик опять поднимает поршень и поступившее топливо вытесняется через нагнетательный клапан в магистраль. Частично оно перетекает по каналу в полость под поршнем, а при опускании поршня опять вытесняется в магистраль, чем достигается более равномерное нагнетание топлива. При малом потреблении топлива в полости под поршнем создается некоторое избыточное давление и пружина оказывается не в состоянии преодолеть это давление. В результате при вращении эксцентрика поршень не доходит до своего нижнего положения и подача топлива насосом автоматически уменьшается.
При работе насоса часть топлива из подпоршневой полости может просочиться по направляющей штока в картер насоса высокого давления и вызвать разжижение масла. Для предотвращения этого в корпусе насоса низкого давления просверлен дренажный канал, по которому отводится просочившееся топливо из направляющей штока во всасывающую полость насоса.
Ручной подкачивающий насос работает следующим образом. При необходимости прокачки магистрали низкого давления с целью удаления воздуха отвертывают рукоятку с цилиндра насоса и делают ею несколько качков. Топливо заполняет магистраль, после чего рукоятку насоса опускают в нижнее положение и плотно навертывают на цилиндр. При этом поршень прижимается к уплотнительной прокладке, что обеспечивает герметичность ручного насоса.
Топливопроводы низкого давления соединяют приборы магистрали низкого давления. К ним относятся также сливные трубопроводы системы питания, свернутые из стальной ленты с медным покрытием, или пластмассовые трубки. Для соединения топливопроводов с приборами питания применяют накидные наконечники с полыми болтами или штуцерные соединения с латунной муфтой и соединительной гайкой.
- Общее устройство автомобиля. Назначение, состав систем и механизмов. Классификация автомобилей по назначению.
- Назначение и общее устройство двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Назначение его систем и механизмов.
- Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма (кшм) двигателя внутреннего сгорания. Подвижные и неподвижные детали кшм и их назначение. Типы кшм.
- Назначение и общее устройство газораспределительного механизма (грм) двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Типы грм. Фазы газораспределения.
- Назначение и общее устройство жидкостной системы охлаждения двигателя автомобиля. Назначение приборов и механизмов системы. Устройство и работа жидкостного насоса.
- Назначение и общее устройство системы питания карбюраторного двигателя автомобиля. Назначение карбюратора. Принцип работы простейшего карбюратора. Режимы работы карбюратора.
- Приборы топливоподачи и очистки воздуха карбюраторного двигателя их назначение, устройство и работа.
- Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива. Система распределённого впрыска, состав элементов и работа. Преимущества системы впрыска топлива.
- Назначение и общее устройство системы питания дизельного двигателя автомобиля. Смесеобразование в дизелях. Приборы низкого давления их устройство и работа.
- Приборы высокого давления системы питания дизеля их назначение. Устройство и работа топливного насоса высокого давления (тнвд).
- Назначение и общее устройство системы смазки двигателя автомобиля. Работа смазочной системы. Устройство и работа масляного насоса.
- Принцип работы регулируемого роторного насоса
- Источники и потребители электроэнергии на автомобиле. Элементарная схема включения источников и потребителей. Назначение, устройство свинцово-кислотной аккумуляторной батареи и её параметры.
- Генератор переменного тока его назначение, устройство, принцип работы, преимущества и недостатки. Регулирование выходного напряжения генератора, Виды регуляторов.
- Работа автомобильного генератора.
- Основные группы электрооборудования, применяемые на автомобиле. Схема электроснабжения с генераторными установками переменного тока.
- Система зажигания: назначение, состав элементов, работа контактной системы зажигания. Устройство прерывателя-распределителя зажигания.
- Принцип работы контактной системы зажигания
- Микропроцессорная система зажигания: состав элементов их назначение, управление углом опережения зажигания по признаку детонации.
- Назначение, устройство и принцип работы бесконтактно-транзисторной системы зажигания автомобиля. Датчик Холла: принцип его работы.
- Принцип работы бесконтактной системы зажигания
- Система электропуска двигателя: назначение. Стартер: устройство, работа.
- Приборы освещения и световой сигнализации: назначение, расположение на автомобиле, устройство, включение в схему электроснабжения. Система головного света фар европейская и американская.
- Передняя фара
- Устройство фары
- Передняя противотуманная фара
- Задний фонарь
- Управление приборами освещения
- Приборы контроля тока и напряжения на автомобиле, принцип работы. Датчик уровня топлива, датчик давления масла, датчик температуры: назначение, работа.
- Трансмиссия: назначение, состав. Виды трансмиссий. Назначение элементов трансмиссии.
- Сцепление. Типы сцеплений, применяемых на автомобилях. Назначение, устройство и принцип работы однодискового сцепления автомобиля.
- Приводы сцеплений: назначение, устройство механического и гидравлического привода сцепления. Усилители привода сцепления: назначение, устройство.
- Назначение и основные типы коробок передач, передаточное число. Типы механических ступенчатых коробок передач. Устройство и работа 5-ступенчатой коробки передач.
- Устройство трехвальной механической коробка передач
- Принцип работы трехвальной механической коробки передач
- Устройство двухвальной механической коробки передач
- Принцип работы двухвальной механической коробки передач
- Карданная передача. Типы карданных передач. Карданная передача с шарнирами неравных угловых скоростей: устройство и работа.
- Карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей
- Дифференциал: назначение, типы дифференциалов. Симметричный конический дифференциал: устройство и работа.
- Работа дифференциала
- Назначение и типы подвесок. Упругие элементы подвесок. Амортизаторы. Устройство независимой рычажной подвески передних колёс заднеприводного легкового автомобиля.
- Типы тормозных систем, применяемых на автомобилях. Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом: устройство, работа. Гидровакуумный усилитель тормозов.