logo
Avtomobili

Сцепление. Типы сцеплений, применяемых на автомобилях. Назначение, устройство и принцип работы однодискового сцепления автомобиля.

Сцепление представляет собой элемент трансмиссии, передающий под действием сил трения крутящий момент от двигателя на трансмиссию и имеющий устройство для кратковременного их разъединения.

Виды сцеплений:

  1. Постоянно замкнутое.

  2. Постоянно разъединенное.

  3. Электромагнитное.

Сцепление бывает однодисковое и двудисковое, а также мокрое и сухое.

Фрикционное однодисковое сцепление.

Сцепление является механизмом трансмиссии авто, передающим крутящий момент от двигателя на КПП и позволяющее кратковременно отсоединять от двигателя другие агрегаты трансмиссии и вновь плавно их соединять.

Оно состоит из ведущего диска, ведомого диска, имеющего фрикционные накладки и установленного на шлицах первичного вала КПП, кожуха, диафрагменной нажимной пружины и муфты выключения.

Ведущий диск является и нажимным, при помощи 3 пар соединительных звеньев он соединен с кожухом, привернутом к маховику, и вращается вместе с ним. Ведомый диск, передающий крутящий момент от двигателя на первичный вал КПП, во включенном положении зажимается между ведущим диском и маховиком. С помощью радиальных прорезей он разделен на 12 секторов, отогнутых в разные стороны, что обеспечивает плавность включения сцепления за счет упругости секторов и уменьшает возможность коробления детали.

Когда педаль отпущена, диафрагменная пружина прижимает нажимной ведущий диск и ведомый диск к маховику, ведомый диск оказывается зажатым между плоскостью маховика и нажимным ведущим диском. При этом ведомый диск за счет сил трения будет вращаться вместе с маховиком и нажимным диском, передавая крутящий момент через ступицу на первичный вал КПП. Крутящий момент двигателя через ведомый диск передается к ступице через демпферные пружины. При изменениях передаваемого крутящего момента происходит угловое перемещение ведомого диска относительно его ступицы и задней пластины демпфера. Гашение крутильных колебаний происходит при этом за счет сил трения, действующих на фрикционных кольцах и упругости демпферных пружин. Пружины, кроме того, способствуют более плавному включению сцепления при трогании авто. Действие демпфера ограничивается пальцами, упирающимися в края вырезов во фланце ступицы.

При нажатии на педаль, толкатель перемещает поршень главного цилиндра, в результате чего перед поршнем создается избыточное давление жидкости, которое передается на поршень рабочего цилиндра. Под действием давления жидкости поршень рабочего цилиндра перемещается и через толкатель перемещает вилку выключения сцепления, которая другим концом передвигает муфту выключения сцепления в сторону маховика. Диафрагменная пружина, выгибаясь, отводит нажимной ведущий диск от маховика. При этом ведомый диск освобождается, и передача крутящего момента на первичный вал КПП прекращается.

При отпускании педали все детали привода возвращаются в исходное положение под действием оттяжной пружины, диафрагменная пружина сгибается и снова зажимает ведомый диск между ведущим диском и маховиком, обеспечивая передачу крутящего момента на первичный вал КПП.