Назначение и общее устройство газораспределительного механизма (грм) двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Типы грм. Фазы газораспределения.
ГРМ предназначен для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов двигателя, чем обеспечивается своевременное наполнение двигателя ТВС и очистку цилиндров от отработанных газов, а также герметизацию цилиндров при рабочем ходе поршня.
Клапанные механизмы разделяют:
По месту установки клапанов.
- верхнее расположение (клапаны установлены в ГБЦ)
- нижнее расположение (клапаны установлены внутри двигателя)
2. По месту установки РВ.
- верхнее расположение (в ГБЦ)
- нижнее расположение (внутри блока цилиндров)
3. По виду привода РВ.
- шестеренчатый привод (нижнее расположение РВ, плюс – простота, минус – шум)
- цепной привод (плюсы – простота, более низкий уровень шума, минус – повышенный износ)
- зубчатый ремень (плюсы – малая масса, не требует смазки, простота, минус – повышенный износ)
Детали ГРМ.
РВ, предназначен для своевременного открытия клапанов, а также осуществляет привод топливного насоса, масляного насоса и прерывателя-распределителя. РВ имеет коренные шейки, кулачки для привода клапанов (не меньше 2 кулачков на цилиндр)
По расположению клапанов ГРМ могут быть:
- с продольным расположением относительно оси двигателя
- с косым, поперечным расположением
- с 2, 3, 4 клапанами на цилиндр
2. Толкатели, передают усилия КВ и штангам, или непосредственно к клапанам. Воспринимая боковые нагрузки от кулачков РВ толкатели имеют свойство изнашиваться в зоне контакта, в процессе работы двигателя клапаны нагреваются.
3. Штанги, передают усилия от толкателей к коромыслам. Штанга должна иметь хорошую устойчивость от продольного изгиба и высокую износостойкость рабочих поверхностей.
4. Коромысла передают усилие от штанги к стержню клапана. Коромысло должно иметь высокую жесткость.
5. Клапанная группа включает в себя клапан, пружину, детали крепления пружины и направляющую втулку. Клапанная группа работает при больших усилиях и тепловых нагрузках, наиболее нагруженное соединение клапан – седло, в этом месте устанавливают спец. кольцо, обработанное термически. Сопряжение стержень клапана – направляющая втулка работает в условиях недостаточной смазки.
Требования к клапанному узлу:
- герметичное закрытие
- минимальная масса детали
- достаточная жесткость и прочность
- высокая эффективность
- износостойкость
Клапаны предназначены для открытия и закрытия впускных и выпускных отверстий в ГБЦ.
Фазы газораспределения.
При рассмотрении циклов двигателя было условно принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в момент нахождения поршня в ВМТ и НМТ соответственно.
В действительности клапана открываются с опережением и закрываются с запаздыванием относительно мертвых точек. Этим достигается значительное улучшение его очистки от отработанных газов. Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в углах поворота КВ называются фазами газораспределения.
Открытое состояние впускного клапана в начале такта сжатия обеспечивает лучшее наполнение цилиндра за счет инерции свежего заряда. Предварительное открытие выпускного клапана до прихода поршня в НМТ обеспечивает очистку цилиндра на начальном этапе выпуска. Так как впускной клапан открывается в конце выпуска, а выпускной закрывается в начале впуска, то возникает период времени, когда оба клапана одновременно открыты, этот период называется перекрытием клапанов. В двигателях с наддувом цилиндров этот угол еще больше увеличен.
Фазы газораспределения зависят от профиля кулачка и взаимного расположения кулачков на РВ.
- Общее устройство автомобиля. Назначение, состав систем и механизмов. Классификация автомобилей по назначению.
- Назначение и общее устройство двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Назначение его систем и механизмов.
- Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма (кшм) двигателя внутреннего сгорания. Подвижные и неподвижные детали кшм и их назначение. Типы кшм.
- Назначение и общее устройство газораспределительного механизма (грм) двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Типы грм. Фазы газораспределения.
- Назначение и общее устройство жидкостной системы охлаждения двигателя автомобиля. Назначение приборов и механизмов системы. Устройство и работа жидкостного насоса.
- Назначение и общее устройство системы питания карбюраторного двигателя автомобиля. Назначение карбюратора. Принцип работы простейшего карбюратора. Режимы работы карбюратора.
- Приборы топливоподачи и очистки воздуха карбюраторного двигателя их назначение, устройство и работа.
- Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива. Система распределённого впрыска, состав элементов и работа. Преимущества системы впрыска топлива.
- Назначение и общее устройство системы питания дизельного двигателя автомобиля. Смесеобразование в дизелях. Приборы низкого давления их устройство и работа.
- Приборы высокого давления системы питания дизеля их назначение. Устройство и работа топливного насоса высокого давления (тнвд).
- Назначение и общее устройство системы смазки двигателя автомобиля. Работа смазочной системы. Устройство и работа масляного насоса.
- Принцип работы регулируемого роторного насоса
- Источники и потребители электроэнергии на автомобиле. Элементарная схема включения источников и потребителей. Назначение, устройство свинцово-кислотной аккумуляторной батареи и её параметры.
- Генератор переменного тока его назначение, устройство, принцип работы, преимущества и недостатки. Регулирование выходного напряжения генератора, Виды регуляторов.
- Работа автомобильного генератора.
- Основные группы электрооборудования, применяемые на автомобиле. Схема электроснабжения с генераторными установками переменного тока.
- Система зажигания: назначение, состав элементов, работа контактной системы зажигания. Устройство прерывателя-распределителя зажигания.
- Принцип работы контактной системы зажигания
- Микропроцессорная система зажигания: состав элементов их назначение, управление углом опережения зажигания по признаку детонации.
- Назначение, устройство и принцип работы бесконтактно-транзисторной системы зажигания автомобиля. Датчик Холла: принцип его работы.
- Принцип работы бесконтактной системы зажигания
- Система электропуска двигателя: назначение. Стартер: устройство, работа.
- Приборы освещения и световой сигнализации: назначение, расположение на автомобиле, устройство, включение в схему электроснабжения. Система головного света фар европейская и американская.
- Передняя фара
- Устройство фары
- Передняя противотуманная фара
- Задний фонарь
- Управление приборами освещения
- Приборы контроля тока и напряжения на автомобиле, принцип работы. Датчик уровня топлива, датчик давления масла, датчик температуры: назначение, работа.
- Трансмиссия: назначение, состав. Виды трансмиссий. Назначение элементов трансмиссии.
- Сцепление. Типы сцеплений, применяемых на автомобилях. Назначение, устройство и принцип работы однодискового сцепления автомобиля.
- Приводы сцеплений: назначение, устройство механического и гидравлического привода сцепления. Усилители привода сцепления: назначение, устройство.
- Назначение и основные типы коробок передач, передаточное число. Типы механических ступенчатых коробок передач. Устройство и работа 5-ступенчатой коробки передач.
- Устройство трехвальной механической коробка передач
- Принцип работы трехвальной механической коробки передач
- Устройство двухвальной механической коробки передач
- Принцип работы двухвальной механической коробки передач
- Карданная передача. Типы карданных передач. Карданная передача с шарнирами неравных угловых скоростей: устройство и работа.
- Карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей
- Дифференциал: назначение, типы дифференциалов. Симметричный конический дифференциал: устройство и работа.
- Работа дифференциала
- Назначение и типы подвесок. Упругие элементы подвесок. Амортизаторы. Устройство независимой рычажной подвески передних колёс заднеприводного легкового автомобиля.
- Типы тормозных систем, применяемых на автомобилях. Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом: устройство, работа. Гидровакуумный усилитель тормозов.