Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма (кшм) двигателя внутреннего сгорания. Подвижные и неподвижные детали кшм и их назначение. Типы кшм.
Все детали КШМ делятся на 2 группы: подвижные и не подвижные.
К не подвижным относятся:
1. Блок картер, который является корпусом двигателя, составляет базовую часть, на нем устанавливаются все навесные механизмы.
Корпус двигателя может иметь 3 исполнения:
- картер, к которому крепятся отдельные цилиндры;
- картер, к которому крепятся группы цилиндров;
- блок картер отлит как единое целое.
Блок картер, как правило изготавливают путем отливки из чугуна или стали. В блок картере выполнены отверстия, для крепления дет. и механизмов, имеются привалочные плоскости головки блоки, передней и задней крышек и поддонов. Блок картеры могут быть выполнены с цилиндрами непосредственно в блоке и со сменными гильзами. Гильзы могут быть “мокрыми” и “сухими”. “Мокрые” гильзы омываются охлаждающей жидкостью. “Сухие” гильзы запрессовываются в цилиндр и с охлаждающей жидкостью не имеют соприкосновения.
Для увеличения жесткости блок картера выполняют следующее:
- объединяют все элементы в единый силовой каркас;
- увеличивают число несущих перегородок, расположенных в одной плоскости с коренными опорами КВ;
- делают дополнительное оребрение перегородок и стенок;
- располагают плоскости разъема картера ниже оси КВ;
- используют V-образную компоновку;
- применяют туннельный картер;
2. Гильзы цилиндры являются направляющей втулкой движущегося поршня и образуют вместе с головкой цилиндра полость, в которой движется поршень и происходит рабочий цикл. Гильза подвергается воздействию горючих газов, поэтому она воспринимает большое кол-во теплоты и передает ее в систему охлаждения, а также выдерживает высокое давление в верхней части гильзы. Из-за изменения направления движения поршня возникает граничное трение, и наблюдается наибольший износ, а также в результате переменного давления со стороны рабочей полости цилиндра поршень может совершать колебания в радиальном направлении, поэтому в верхней части гильзы больший износ.
Требования к гильзам:
- большая жесткость;
- высокая износостойкость;
- хорошая герметичность стыков и соединений;
- простота конструкции;
3. Коренные подшипники блока, в которых вращается КВ работают в наиболее тяжелых условиях, так как испытывают динамические нагрузки со стороны шеек КВ. Сами подшипники нагреваются, а трущиеся поверхности подвергаются изнашиванию.
В ДВС могут применятся роликовые коренные подшипники, но чаще применяются подшипники скольжения.
Особенность коренных вкладышей – наличие отверстий и канавок для подачи масла.
ГБЦ закрывает цилиндры и служит основой для крепления клапанового механизма, свечей зажигания и форсунок.
Основные требования к ГБЦ:
- высокая прочность;
- исключение коробления при высоких рабочих температурах (1900º – 2500º);
- долговечность;
- оптимальные размеры и форма впускных клапанов;
- оптимальная форма камеры сгорания;
- надежное уплотнение стыков ГБЦ с блок картером;
- оптимальное расположение деталей;
- простота изготовления;
- не большая масса;
Подвижные детали КШМ:
Детали поршневой группы.
Шатунная группа.
Детали группы КВ.
К поршневой группе относятся:
1. Поршень, воспринимающий силу давления газов и передающий через поршневой палец усилие шатуну.
Так как поршень работает в экстремальных условиях, к нему предъявляются следующие требования:
- большая жесткость и малая масса;
- перемещение в цилиндре с минимальным трением, без потери подвижности при нагреве и без стуков в холодном состоянии;
- не пропускать избытки масла в камеру сгорания;
- иметь высокую долговечность и выдерживать высокие температуры;
Поршень состоит:
- из верхней части – головки;
- днища поршня;
- канавки на боковой стороне по длине для поршневых колец (компрессионных и маслосъемных);
- юбки (направляющей части), она передает стенке боковые усилия и делается более тонкостенной, в нижней части юбки иногда делают проточку для дополнительного маслосъемного кольца, внутри юбки располагаются технические приливы, в которые устанавливается поршневой палец;
2. Поршневые кольца являются упругими элементами и обеспечивают герметичность цилиндра, отвод теплоты от головки цилиндра и предотвращают попадание масла в камеру сгорания. Поршневые кольца представляет собой кольцевые, упругие элементы и устанавливаются в канавки поршня, и имеют специфичную поверхность.
3. Поршневые пальцы обеспечивают шарнирное соединение поршня с шатуном. Подвергаются значительным нагрузкам и трению, поэтому имеют следующие требования:
- маленькая масса;
- высокая прочность;
К шатунной группе относятся:
1. Шатун, состоит из стержня, а также верхней и нижней головок шатуна.
- Общее устройство автомобиля. Назначение, состав систем и механизмов. Классификация автомобилей по назначению.
- Назначение и общее устройство двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Назначение его систем и механизмов.
- Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма (кшм) двигателя внутреннего сгорания. Подвижные и неподвижные детали кшм и их назначение. Типы кшм.
- Назначение и общее устройство газораспределительного механизма (грм) двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Типы грм. Фазы газораспределения.
- Назначение и общее устройство жидкостной системы охлаждения двигателя автомобиля. Назначение приборов и механизмов системы. Устройство и работа жидкостного насоса.
- Назначение и общее устройство системы питания карбюраторного двигателя автомобиля. Назначение карбюратора. Принцип работы простейшего карбюратора. Режимы работы карбюратора.
- Приборы топливоподачи и очистки воздуха карбюраторного двигателя их назначение, устройство и работа.
- Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива. Система распределённого впрыска, состав элементов и работа. Преимущества системы впрыска топлива.
- Назначение и общее устройство системы питания дизельного двигателя автомобиля. Смесеобразование в дизелях. Приборы низкого давления их устройство и работа.
- Приборы высокого давления системы питания дизеля их назначение. Устройство и работа топливного насоса высокого давления (тнвд).
- Назначение и общее устройство системы смазки двигателя автомобиля. Работа смазочной системы. Устройство и работа масляного насоса.
- Принцип работы регулируемого роторного насоса
- Источники и потребители электроэнергии на автомобиле. Элементарная схема включения источников и потребителей. Назначение, устройство свинцово-кислотной аккумуляторной батареи и её параметры.
- Генератор переменного тока его назначение, устройство, принцип работы, преимущества и недостатки. Регулирование выходного напряжения генератора, Виды регуляторов.
- Работа автомобильного генератора.
- Основные группы электрооборудования, применяемые на автомобиле. Схема электроснабжения с генераторными установками переменного тока.
- Система зажигания: назначение, состав элементов, работа контактной системы зажигания. Устройство прерывателя-распределителя зажигания.
- Принцип работы контактной системы зажигания
- Микропроцессорная система зажигания: состав элементов их назначение, управление углом опережения зажигания по признаку детонации.
- Назначение, устройство и принцип работы бесконтактно-транзисторной системы зажигания автомобиля. Датчик Холла: принцип его работы.
- Принцип работы бесконтактной системы зажигания
- Система электропуска двигателя: назначение. Стартер: устройство, работа.
- Приборы освещения и световой сигнализации: назначение, расположение на автомобиле, устройство, включение в схему электроснабжения. Система головного света фар европейская и американская.
- Передняя фара
- Устройство фары
- Передняя противотуманная фара
- Задний фонарь
- Управление приборами освещения
- Приборы контроля тока и напряжения на автомобиле, принцип работы. Датчик уровня топлива, датчик давления масла, датчик температуры: назначение, работа.
- Трансмиссия: назначение, состав. Виды трансмиссий. Назначение элементов трансмиссии.
- Сцепление. Типы сцеплений, применяемых на автомобилях. Назначение, устройство и принцип работы однодискового сцепления автомобиля.
- Приводы сцеплений: назначение, устройство механического и гидравлического привода сцепления. Усилители привода сцепления: назначение, устройство.
- Назначение и основные типы коробок передач, передаточное число. Типы механических ступенчатых коробок передач. Устройство и работа 5-ступенчатой коробки передач.
- Устройство трехвальной механической коробка передач
- Принцип работы трехвальной механической коробки передач
- Устройство двухвальной механической коробки передач
- Принцип работы двухвальной механической коробки передач
- Карданная передача. Типы карданных передач. Карданная передача с шарнирами неравных угловых скоростей: устройство и работа.
- Карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей
- Дифференциал: назначение, типы дифференциалов. Симметричный конический дифференциал: устройство и работа.
- Работа дифференциала
- Назначение и типы подвесок. Упругие элементы подвесок. Амортизаторы. Устройство независимой рычажной подвески передних колёс заднеприводного легкового автомобиля.
- Типы тормозных систем, применяемых на автомобилях. Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом: устройство, работа. Гидровакуумный усилитель тормозов.