logo
Avtomobili

Назначение и общее устройство жидкостной системы охлаждения двигателя автомобиля. Назначение приборов и механизмов системы. Устройство и работа жидкостного насоса.

Система охлаждения двигателя предназначена для поддержания нормального теплового состояния на всех режимах работы (85-95 градусов, на более совершенных двигателей до 105 градусов).

Требования к системе охлаждения:

  1. Поддержание нормального теплового состояния не зависимо от внешнего воздействия.

  2. Быстрый прогрев до рабочих режимов.

  3. Не должна снижать мощность.

  4. Сохранять температуру ДВС после его установки.

  5. Должна иметь минимальные габариты.

  6. Технически низкая металлоемкость.

  7. Удобство ТО и Р.

Жидкостная система охлаждения может быть термосифонной и принудительной.

Система охлаждения состоит из воздушного и жидкостного такта.

Жидкостной такт включает в себя:

  1. Рубашку системы охлаждения.

  2. Термостат.

  3. Жидкостной насос.

  4. Радиатор.

  5. Распределительный бачок.

  6. Трубопроводы.

Воздушный такт включает в себя:

  1. Вентилятор.

  2. Направляющие элементы.

Радиатор является теплообменником, он предназначен для отдачи тепла от охлаждающей жидкости потоку воздуха.

Пробка радиатора состоит из насоса, парового и запирающего клапана и пружины.

Помпа предназначена для создания принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения.

Насос состоит из корпуса, крыльчатки, подшипников и уплотнительных манжетов.

Принцип работы.

При вращении крыльчатки охлаждающая жидкость из подводящего патрубка поступает к центру, захватывается лопастями и под давлением центробежной силы отбрасывается оттуда через патрубок и подается в рубашку охлаждения. На переднем конце вала насоса устанавливается ступица, к которой крепится шкив привода насоса и иногда вентилятор.

Вентилятор служит для подгона потока воздуха через радиатор. Наибольшее распространение получили осевые вентиляторы, которые направляют поток воздуха по оси своего действия.

Существуют следующие приводы вентилятора.

  1. Ременный привод.

  2. Зубчатый привод (от ГРМ).

  3. Электрический (электромагнитный) привод.

  4. Гидравлический привод.

Гидравлический привод осуществляется путем передачи крутящего момента от КВ вентилятору через ведущее и ведомое колесо, полости которых заполняются маслом.

Термостат предназначен для ускорения прогрева двигателя при пуске и поддержания наивыгоднейшего теплового режима.

По мере прогрева охлаждающей жидкости термостат начинает приоткрывать поступление жидкости в радиатор, где происходит ее дополнительное охлаждение, и жидкость начинает циркулировать по “большому кругу”.