Анализ авиационных происшествий с вс
из-за попадания в условия сдвига ветра и сильной турбулентности воздуха
1. Катастрофа Boeing 727 в Дохе, США – 1979г.
В среду 14 марта 1979 года при посадке в аэропорту Дохи потерпел катастрофу Boeing 727-2D3 компании Alia, в результате чего погибли 45 человек. Крупнейшая авиакатастрофа в Катаре
Boeing 727-2D3 с бортовым номером JY-ADU (заводской — 20886, серийный — 1061) был выпущен корпорацией The Boeing Company в 1974 году и свой первый полёт совершил 26 июля. Его три турбореактивных двигателя были модели Pratt & Whitney JT8D-17 и развивали тягу в 16 000 фунтов.
Развитие событий.
Самолёт выполнял рейс 600 по маршруту Амман — Доха — Маскат, а пилотировал его при этомвторой пилот. Всего на борту авиалайнера находились 15 членов экипажа (вероятно, два состава) и 49 пассажиров. В 21:55 Боинг вылетел изАмманского аэропорта.
В 23:08в 45 милях отаэропорта Дохиэкипаж перешёл на связь с диспетчером подхода и получил от него сведения о погоде: ветер 90° (восточный) 17узлов(9 м/с),облачность1/8 на высоте 2500 футов (762 метра) и 3/8 на высоте 3000 футов (914 метров), видимость 10 километров во время грозы,давление аэродрома1008. Также диспетчер предупредил, что гроза вероятно снова начала набирать силу к северо-востоку от аэропорта. Тогда экипаж запросил посадку наВПП16 (с севера) и дать им визуальный заход на посадку, либо включитькурсо-глиссадную систему, если визуальный заход невозможен[1].
В 23:17с самолёта доложили о занятии высоты круга, на что диспетчер предупредил, что в аэропорту идётливневый дождь. В это время радиомаяк на время отключился, вероятно, из-за удара молнии, но вновь заработал в 23:22. В 23:25 экипаж доложил о подходе ко входу вглиссаду, на что им было дано разрешение на посадку. Однако в 23:29 экипаж сообщил, что не видит полосу, поэтомууходит на второй круги попросил дать им заход поОСПна ВПП 34 (сюга). По данным на 23:30 в аэропорту шёл ливневый дождь, а ветер 290° 14 узлов (7 м/с).
В 23:35пилоты сообщили о подходе к точке входа в глиссаду и что они наблюдают полосу, на что им было дано разрешение на посадку и сообщены данные о ветре — 180° 6 узлов. Далее в течение двух минут ветер неуклонно менял направление и скорость: 150° 13 узлов, 150° 15 узлов и 140° 17 узлов. Из-за увеличения попутного ветра и из-за сложности выдерживания глиссады, в 23:37:19 экипаж на высоте около 300 футов (91 метр) над землёй принял решение прекращать заход и доложил диспетчеру об уходе на запасной аэродром вДахран. Тогда диспетчер дал им указание подниматься до высоты 80 (8 тысяч футов или 2440 метров). Экипаж убралшасси, увеличил мощность двигателей и прибралзакрылкидо 25°.
Боинг поднялся примерно до 750 футов (229 метров), когда приборная скоростьупала до 140 узлов (259 км/ч), после чего авиалайнер начал быстро снижаться. С вертикальной скоростью 4200 футов/мин (21 м/с) левым креном 5° и приподнятым на 10° носом он врезался левой плоскостью крыла о взлётно-посадочную полосу в 2050 метрах от её порога. Авиалайнер от удара подбросило в воздух, развернуло влево, а затем опрокинуло вправо, после чего самолёт хвостом вперёд помчался по земле. В 800 метрах от точки первого удара и в 270 метрах от края ВПП Боинг врезался в гараж пожарных машин, при этом его фюзеляж разорвало на три части.
В катастрофе погибли 45 человек (4 члена экипажа и 41 пассажир) из 64 находящихся на борту. По данным на 2013 годэто крупнейшая авиакатастрофа вКатаре.
Причина. Наиболее вероятной причиной внезапного падения самолёта было названо попадание в мощный вертикальный нисходящий воздушный поток, вызванного грозой, параметры которого существенно превосходили аэродинамические возможности авиалайнера. Также катастрофе способствовали и ошибочные действия экипажа, который выполнял заход на посадку без учёта реальных погодных условий.
- Кировоградская Летная Академия
- Общие положения необходимые при подготовке экипажа вс при полетах в особых условиях. Общие положения.
- Летный состав должен помнить – успешное выполнение полетного задания в особых условиях напрямую зависит от качества и объема подготовки всего экипажа воздушного судна.
- Опасность обледенения. Обледенение вс на земле и в воздухе. Распознование обледенения и процедуры, которые необходимо выполнить экипажу вс для борьбы с ним.
- Icao doc 9640-an/940 «Руководство по противообледенительной защите
- 14.2.1. Опасность обледенения
- 14.2.2. Обледенение вс на земле и в воздухе.
- По последствиям рассмотренные инциденты разделяются на три группы:
- Основными причинами инцидентов являются:
- Влияние наземного обледенения на воздушное судно и силовую установку
- По типу образования льда обледенения делятся на:
- Изменение характеристик профиля крыла в результате обледенения (качество и коэффициент подъемной силы).
- Самолет атr-72-212 компании American Eagle Airliners (Флорида, сша, 2011года). Аналог потерпевшего катастрофу 31.10.94. Roselawn, Indiana.
- Обязанности квс в период предполетной подготовки при условии наземного обледенения:
- Распознование обледенения и процедуры, которые необходимо выполнить экипажу вс для борьбы с ним.
- Проведение процедур в один и в два этапа.
- 2. Двухступенчатая противообледенительная процедура.
- Визуальные признаки потери защитных свойств
- Полет в условиях грозовой деятельности. Обход грозовых облаков.
- Полет под облаками разрешается только днем, вне зоны ливневых осадков, если:
- 14.4.1. Сдвиг ветра, микропорывы. Опасность влияния сдвига ветра на вс на различных этапах полета. Действия экипажа вс в случае попадания в условия сдвига ветра.
- Условия возникновения.
- 14.4.2. Спутная турбулентность. Причины возникновения и влияния на полет вс: скорость, масса вс, сила ветра.
- Пассажирский салон после попадания вс в спутный след.
- Методические рекомендации для экипажей вс при попадание в спутный след.
- Анализ инцидентов при попадании вс в спутную турбулентность.
- Проблемные вопросы в предверии эксплуатации самолета а-380.
- Авиационные происшествия из-за попадания вс в спутный след.
- 1. Катастрофа Ту-154 б-2 в аэропорту г. Алма-Ата 8 июля 1980 года.
- Развитие событий.
- Расследование.
- Авария Як-40 Туркменского уга в а/п Чарджоу. Попадание в спутный след.
- Развитие событий.
- Анализ авиационных происшествий с вс
- 2. Катастрофа Ил-14 в Антарктиде – 1979г.
- Во вторник 2 января 1979 года в Антарктиде на станции Молодёжная при взлёте потерпел катастрофу Ил-14фкм, в результате чего погибли 3 человека.
- Развитие событий.
- 3. Катастрофа Ил-18 в г. Ашхабад, Туркмения – 1963г..
- Экипаж из 165 лётного отряда состоял из 11 человек и имел следующий состав:
- Развитие событий.
- Катастрофа Як-40 г. Братск, ссср – 1972г.
- Развитие событий.