logo
14

Развитие событий.

Самолёт работал в Антарктидев составе 24-йСоветской Антарктической экспедициии перевозил её участников численностью 9 человек, в том числе и начальника экспедиции С. Е. Короткевича, из станцииМолодежнаявМирныйс промежуточной посадкой вМоусоне. Авиалайнер был оборудован лыжнымшасси. Пилотировал его экипаж из 229-го лётного отряда, состоящий изкомандира (КВС)В. С. Заварзина,второгопилотаЮ. Т. Козлова,штурманаА. А. Костикова,бортмеханикаВ. И. Шальнева ибортрадистаГ. Ш. Узикаев.

Небо над станцией в это время полностью покрывали слоисто-кучевые облакавысотой 700 метров, дул восточный (80°) свежий ветер , температура воздуха была 0°C, а видимость достигала 10 километров.

Днём в 15: 20 МСКИл-14 начал взлёт с ледового аэродрома по курсу 140°. После разбега в 1000 метров авиалайнер оторвался от поверхности аэродрома ишассибыли убраны. Затем на высоте 70—80 метров и в 2000—2300 метров отКТАэкипаж начал выполнять левый разворот, когда, по свидетельствам очевидцев, самолёт вдруг бросило с кренением влево. Экипаж попытался вывести машину в нормальное положение, но в 15:21 быстро снижающийся по курсу 90° авиалайнер с левым креном 60—70° в 2200 метрах от КТА по азимуту 130° (1000 метров от торца ВПП с азимутом 110° и в 500 метрах слева её оси) врезался в куполледникана высоте 20 метров надуровнем аэродрома(290 метров надуровнем моря). От удара левую плоскостькрылаи кабину пилотов разрушило, а фюзеляж надломило пополам и по всей его длине появилсягофр. Пожар при этом не возник.

В результате происшествия сразу погиб командир экипажа, а затем в течение суток ещё второй пилот и бортмеханик. Все остальные получили различные ранения, позже пять тяжелораненных на самолёте C-130, принадлежащегоВВС США, перевезли в госпиталь в Новой Зеландии. Позже после переправки в Москву и через несколько месяцев после катастрофы скончался от ран бортрадист. Но так как после происшествия произошло уже более 30 суток, то он не был включён в список жертв. Таким образом, официально в катастрофе погибли 3 человека.

Причина. Как показалорадиозондированиеветра, в слое от 300 до 600 метров над уровнем моря (30—330 метров над уровнем моря) ветер изменял направление с 64° до 46°. То есть взлетая при встречно-боковом ветре, самолёт быстро затем попал под воздействие попутно-бокового ветра. Это сильно осложнило пилотирование, а так как события разворачивались быстро и на малой высоте, то экипаж не успел исправить возникшую аварийную ситуацию.

Катастрофа произошла из-за неожиданного для экипажа попадания самолета в слои воздуха со сдвигом ветра, вызвавшее резкое изменение характеристик полета и создавшее аварийную ситуацию на малой высоте полета.