logo
Конспект лекций СПС

Лекция 10. Устойчивость автоцистерн вопрос 1. Определение устойчивости автоцистерны при движении

Вероятность бокового опрокидывания автоцистерны зависит от соотно­шения ширины колеи транспортной базы и высоты центра тяжести, Она оце­ни­вается коэффициентом поперечной устойчивости против опрокидывания о, рав­ным тангенсу предельного угла наклона (рис. 10.1). Опрокидыва­ние про­и­зой­дет, когда проекция точки центра тяжести будет за границей опорной площади.

Рис. 10.1. Схема к определению угла устойчивости

, (1)

где α – угол опрокидывания, град.; В – ширина колеи, м; Zо – высота центра тяжести автоцистерны, м.

Высота центра тяжести не является точным геометрическим показате­лем, она принимается для расчета с учетом бокового крена, возникающего в результате упругих свойств подвески и шин транспортной базы.

Потерю поперечной устойчивости автоцистерны в движении определяют по поперечному ускорению в центре тяжести

, (2)

т. е. угол статической устойчивости может быть принят как параметр, характеризующий динамическую устойчивость автоцистерны, ее способность противостоять опрокидыванию.

Для современных грузовых автомобилей, используемых в качестве транспортной базы для автоцистерн, αn = 0,4…0,56 м/с2 при движении по радиусу R = 25 м со скоростью υ = 42...50 км/ч, а ηо = 0,6...0,9.