Вопрос 1. Общие требования к тормозным системам
В связи с ростом уровня требований к безопасности движения при увеличении скорости передвижения и массы АТС ужесточаются и нормативы к техническому совершенству и состоянию тормозных систем.
Требования к техническому состоянию АТС, находящихся в эксплуатации, по условиям безопасности движения регламентируются стандартами. ГОСТ 25478-91 определяет, в частности, требования к тормозному управлению.
Учитывая международный характер требований по безопасности конструкции АТС, ряд европейских стран принял в 1958 г. в Женеве в рамках КВТ ЕЭК ООН "Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств". В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний. Соглашение подписали более 20-ти европейских стран. СССР присоединился к Соглашению в 1987 г. Технические требования, предъявляемые к грузовым АТС, составным частям их конструкций и предметам дополнительного оборудования в Российской Федерации определяются Правилом 13-08 ЕЭК ООН. Этими требованиями руководствуются при проведении обязательной сертификации.
Основные требования Правила № 13-08 отражены в таблице 1.
На современных автомобилях применяют несколько типов тормозных приводов.
На легковых автомобилях и грузовых небольшой грузоподъемности применяют гидравлические приводы. На большегрузных автомобилях привод тормозов пневматический. У автомобилей семейства Урал – пневмогидравлический.
В тормозных системах автопоездов применяют в основном пневматические тормозные приводы. Соединение тормозных магистралей тягача и прицепа просто и экологически безопасно.
Гидравлические приводы, из-за сложности сочленения тормозных магистралей, применяют крайне редко.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ К ТОРМОЗНЫМ СИСТЕМАМ (основные показатели)
Наименование показателей | Грузовые автомобили с полной массой, Т (категория) | ||
≤ 3,5 (№ 1) | > 3,5 ≤ 12 (№ 2) | > 12 (№ 3) | |
Рабочая тормозная система | |||
Испытание типа О (двигатель отсоединен)
|
80
61,2 5,0
700 |
60
36,7 5,0
700 |
60
36,7 5,0
700 |
Запасная тормозная система | |||
(Выполняется подобно испытанию типа О, двигатель отсоединен)
Ручное, ≤ Н Педальное, ≤ Н |
70
95,7 2,2
600 700 |
50
54,0 2,2
600 700 |
40
38,3 2,2
600 700 |
Стояночная тормозная система (испытание с нагрузкой) | |||
Ручное, ≤ Н Педальное, ≤ Н | 18
12
600 700 | 18
12
600 700 | 18
12
600 700 |
На автопоездах малой массы иногда применяют инерционные тормозные приводы. Принцип действия – при накате прицепа на тормозящий тягач специальное устройство включает тормоза прицепа. Интенсивность набегания и торможения прямопропорциональны. Такая система проста, но ей присущи недостатки. Торможение прицепа запаздывает и вместе с этим набегание его на тягач увеличивает тормозной путь и ухудшает маневренность автопоезда. Кроме того, прицеп может затормаживаться и при движении по неровностям дороги.
Наиболее перспективны электропневматические тормозные приводы. У них выше быстродействие и легче оптимизация законов нарастания тормозных моментов на мостах автопоезда.
- Лекция 1. Общие сведения о специализированном подвижном составе вопрос 1. Классификация специальных грузов
- Вопрос 2. Классификация специализированных транспортных средств
- Вопрос 3. Перспективы развития спс в России
- Лекция 2. Автопоезда вопрос 1. Общие сведения об автопоездах
- Вопрос 2. Классификация и анализ компоновочных схем автопоездов
- Вопрос 3. Особенности конструкции тягачей автопоездов
- Лекция 3. Сцепные устройства автопоездов. Прицепной состав вопрос 1. Сцепные устройства
- Вопрос 2. Расчет деталей сцепных устройств
- Вопрос 1. Расчет тяговых крюков и вилок
- Вопрос 2. Расчет деталей седельно-сцепных устройств
- Вопрос 3. Пути совершенствования сцепных устройств
- Лекция 4. Поворотные устройства прицепов вопрос 1. Прицепной состав
- Вопрос 2. Поворотные устройства прицепов
- Лекция 5. Тормозные системы автопоездов
- Вопрос 1. Общие требования к тормозным системам
- Вопрос 2. Пневматический привод тормозов автомобилей зил
- Вопрос 3. Особенности тормозных систем автомобилей УралАз
- Вопрос 4. Особенности привода тормозов автомобилей КамАз
- Вопрос 5. Электропневматический привод тормозов
- Лекция 6. Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда вопрос 1. Назначение и классификация самосвалов
- Вопрос 2. Компоновка автомобилей-самосвалов
- Лекция 7. Расчет опрокидывающих устройств автомобилей-самосвалов
- Вопрос 1. Определение усилий в гидроподъемнике и хода его штока
- Вопрос 2. Расчет гидроцилиндра
- Вопрос 3. Проверочный расчет на прочность деталей гидроцилиндра
- Лекция 8. Автопоезда для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций
- Вопрос 1. Специализация автопоездов
- Вопрос 2. Автопоезда для перевозки лесоматериалов
- Вопрос 3. Автопоезда для перевозки металлопроката и труб
- Лекция 9. Автомобили и автопоезда-цистерны вопрос 1. Назначение, классификация и общие требования
- Вопрос 2. Автомобили-цистерны для перевозки нефтепродуктов
- Вопрос 3. Автоцементовозы
- Вопрос 4. Автоцистерны для перевозки жидких строительных и полужидких смесей
- Вопрос 5. Автоцистерны для перевозки сельскохозяйственных грузов
- Лекция 10. Устойчивость автоцистерн вопрос 1. Определение устойчивости автоцистерны при движении
- Вопрос 2. Определение устойчивости при воздействии бокового давления
- Лекция 11. Контейнеровозы, автомобили и автопоезда с грузоподъемными устройствами и съемными кузовами вопрос 1. Контейнеровозы
- Вопрос 2. Полуприцепы-контейнеровозы
- Вопрос 3. Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами
- Вопрос 4. Автотранспортные прицепы со съемными кузовами
- Лекция 12. Автомобили- и автопоезда-фургоны вопрос 1. Общие положения
- Вопрос 2. Общее устройство автомобилей-фургонов
- Вопрос 3. Изотермический подвижной состав
- Лекция 13. Теплотехнический расчет изотермических фургонов
- Приложение 1