logo
Конспект лекций СПС

Вопрос 1. Общие требования к тормозным системам

В связи с ростом уровня требований к безопасности движения при увеличении скорости передвижения и массы АТС ужесточаются и нормативы к техническому совершенству и состоянию тормозных систем.

Требования к техническому состоянию АТС, находящихся в эксплуатации, по условиям безопасности движения регламентируются стандартами. ГОСТ 25478-91 определяет, в частности, требования к тормозному управлению.

Учитывая международный характер требований по безопасности конст­рукции АТС, ряд европейских стран принял в 1958 г. в Женеве в рамках КВТ ЕЭК ООН "Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств". В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний. Согла­шение подписали более 20-ти европейских стран. СССР присоединился к Со­глашению в 1987 г. Технические требования, предъявляемые к грузовым АТС, составным частям их конструкций и предметам дополнительного оборудова­ния в Российской Федерации определяются Правилом 13-08 ЕЭК ООН. Этими требованиями руководствуются при проведении обязательной сертификации.

Основные требования Правила № 13-08 отражены в таблице 1.

На современных автомобилях применяют несколько типов тормозных приводов.

На легковых автомобилях и грузовых небольшой грузоподъемности применяют гидравлические приводы. На большегрузных автомобилях привод тормозов пневматический. У автомобилей семейства Урал – пневмо­гидравлический.

В тормозных системах автопоездов применяют в основном пневматические тормозные приводы. Соединение тормозных магистралей тягача и прицепа просто и экологически безопасно.

Гидравлические приводы, из-за сложности сочленения тормозных магистралей, применяют крайне редко.

Таблица 1

ТРЕБОВАНИЯ К ТОРМОЗНЫМ СИСТЕМАМ (основные показатели)

Наименование показателей

Грузовые автомобили с полной массой, Т (категория)

≤ 3,5 (№ 1)

> 3,5 ≤ 12 (№ 2)

> 12 (№ 3)

Рабочая тормозная система

Испытание типа О (двигатель отсоединен)

  • начальная скорость испытания, км / ч

  • тормозной путь, ≤ м

  • среднее установив­шееся замедление, ≥ м / с2

  • сила на органе управления, ≤ Н

80

61,2

5,0

700

60

36,7

5,0

700

60

36,7

5,0

700

Запасная тормозная система

(Выполняется подобно испы­танию типа О, двигатель отсоединен)

  • начальная скорость испытания, км / ч

  • тормозной путь, ≤ м

  • среднее установив­шееся замедление, ≥ м2 / с

  • сила на органе управления:

Ручное, ≤ Н

Педальное, ≤ Н

70

95,7

2,2

600

700

50

54,0

2,2

600

700

40

38,3

2,2

600

700

Стояночная тормозная система (испытание с нагрузкой)

  • удержание в непод­виж­ном положении (на спуске или подъеме), ≥ %

  • вместе с незатормо­женным прицепом, ≥ %

  • сила на органе управления:

Ручное, ≤ Н

Педальное, ≤ Н

18

12

600

700

18

12

600

700

18

12

600

700

На автопоездах малой массы иногда применяют инерционные тормозные приводы. Принцип действия – при накате прицепа на тормозящий тягач специальное устройство включает тормоза прицепа. Интенсивность набегания и торможения прямопропорциональны. Такая система проста, но ей присущи недостатки. Торможение прицепа запаздывает и вместе с этим набегание его на тягач увеличивает тормозной путь и ухудшает маневренность автопоезда. Кроме того, прицеп может затормаживаться и при движении по неровностям дороги.

Наиболее перспективны электропневматические тормозные приводы. У них выше быстродействие и легче оптимизация законов нарастания тормозных моментов на мостах автопоезда.