Вопрос 2. Автомобили-цистерны для перевозки нефтепродуктов
АЦ данной группы предназначены для транспортирования, кратковременного хранения и заправки техники отфильтрованным продуктом с замером выданного количества или для выполнения некоторых из этих функций.
Общее устройство автоцистерн:
резервуар-цистерна;
горловина для компенсации температурного расширения продукта с дыхательным клапаном и ограничителем наполнения;
отстойник с водоотделителем;
трубопроводные коммуникации;
фильтры и счетчики;
насос;
уровнемер;
волнорезы;
пеналы, рукава (шланги).
У автопоезда резервуары тягача и прицепа соединены при помощи рукава, перекачка – насосом тягача.
Оборудование цистерны должно обеспечить выполнение следующих операций:
наполнение цистерны, в том числе и сторонними насосами;
выдача горючего из цистерны с помощью насоса или самотеком;
перемешивание горючего в цистерне;
откачка продукта из рукавов в цистерну.
Для выполнения этих операций применяют самые различные технологические схемы оборудования в зависимости от объема выполняемых операций. Например, оборудование АЦ-4.2–53А предельно просто (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Схема технологического оборудования автомобилей-цистерн АЦ-4,2-53А и АЦ-4,2-130: 1 – цистерна; 2 – горловина; 3 – крышка горловины; 4 – наливная горловина; 5 – дыхательный клапан; 6 – уровнемер; 7 – отстойник; 8 – сливной штуцер; 9 – штуцер напорного патрубка; 10 – напорный патрубок; 11, 13 – задвижки; 12 – насос; 14 – всасывающий патрубок; 15 – штуцер всасывающего патрубка
Оборудование АЦЗ-4,4-131 сложнее и позволяет выполнять еще и заправку техники (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Схема технологического оборудования автомобиля-цистерны АЦЗ-4,4-131: 1 – цистерна; 2 – уровнемер; 3 – наливная горловина; 4 – дыхательный клапан; 5 – водоотделитель; 6, 7, 10, 22, 24 – задвижки; 8 – насос; 9 – предохранительный клапан; 11 – мановакуумметр; 12, 23 – вентили; 13 – фильтр грубой очистки; 14 – штуцер приемного патрубка; 15, 18 – раздаточные рукава; 16, 17 – раздаточные краны; 19 – счетчик жидкости; 20 – манометр; 21 – фильтр тонкой очистки; 25 – штуцер напорного патрубка
Кратко об устройстве и работе оборудования:
1. Ограничитель наполнения – поплавок, всплывая, замыкает электрическую цепь (герметичные контакты) или перемещает золотник отключения коробки отбора мощности для привода насоса. Кроме того, в горловине установлена калибровочная метка с точностью наполнения до одного литра.
2. Дыхательный клапан по назначению и принципу действия аналогичен клапанам пробки радиатора и служит для сокращения потерь паров нефтепродукта.
3. Отстойник предназначен для сбора подтоварной воды и снабжен поплавком с плотностью меньшей, чем у воды, но большей, чем у нефтепродукта. Таким образом, в чистом нефтепродукте поплавок тонет, а в скопившейся воде всплывает и перекрывает расположенный над ним вход во всасывающий трубопровод.
4. Трубопроводные коммуникации выполнены из стальных или алюминиевых труб и соединяют узлы и агрегаты технологической схемы, обеспечивая выполнение перечисленных выше операций.
5. Во всасывающем трубопроводе установлен фильтр грубой очистки (сетчатый), а в напорном – тонкой очистки и счетчик для замера количества выданного нефтепродукта. Раздаточные рукава оборудуют раздаточными кранами, а остальные – быстроразъемными соединениями с заглушками.
6. Уровнемер поплавкового типа. Поплавок, всплывая, поворачивает ось со стрелкой. Точность измерения незначительна, с погрешностью до 200 л. Уровнемер предназначен для ориентировочного определения заполнения резервуара.
7. Волнорезы предназначены для предотвращения быстрого перемещения массы продукта вдоль цистерны при частичном заполнении. В противном случае возможны гидравлические удары в днища и резкое смещение центра тяжести. Волнорезы представляют собой волнистые (для жесткости) перегородки с отверстиями, составленные из нескольких полотен (листов). Кренятся волнорезы вертикально, поперек цистерны к приваренным изнутри кольцам жесткости, изготовленным из уголка.
8. Рукава укладываются в пеналы или шкафы, приваренные справа и слева цистерны. Раздаточные рукава у некоторых автоцистерн наматываются на барабан.
9. Насосы на автоцистернах, как правило, самовсасывающие (не требующие заполнения перед перекачкой). Для перекачки горючего применяют центробежные с дополнительным вихревым колесом для обеспечения самовсасывания и вихревые насосы. Для перекачки масел – шестеренные. При эксплуатации шестеренных (объемных) насосов необходимо помнить, что они способны развивать большой напор (давление), ограничиваемое только мощностью привода и прочностью деталей. Поэтому очень важно следить за исправностью и работой редукционного клапана и включать насос при открытой задвижке напорной магистрали.
Автобитумовозы выпускают с хорошей теплоизоляцией и подогревателем мазута. Источник тепла – две стационарные керосиновые горелки, установленные в жаровых теплообменных трубах и одна переносная – для подогрева коммуникаций.
Подача насоса подбирается в зависимости от вместимости цистерны из расчета опорожния (заполнения) цистерны за 10–15минут.
- Лекция 1. Общие сведения о специализированном подвижном составе вопрос 1. Классификация специальных грузов
- Вопрос 2. Классификация специализированных транспортных средств
- Вопрос 3. Перспективы развития спс в России
- Лекция 2. Автопоезда вопрос 1. Общие сведения об автопоездах
- Вопрос 2. Классификация и анализ компоновочных схем автопоездов
- Вопрос 3. Особенности конструкции тягачей автопоездов
- Лекция 3. Сцепные устройства автопоездов. Прицепной состав вопрос 1. Сцепные устройства
- Вопрос 2. Расчет деталей сцепных устройств
- Вопрос 1. Расчет тяговых крюков и вилок
- Вопрос 2. Расчет деталей седельно-сцепных устройств
- Вопрос 3. Пути совершенствования сцепных устройств
- Лекция 4. Поворотные устройства прицепов вопрос 1. Прицепной состав
- Вопрос 2. Поворотные устройства прицепов
- Лекция 5. Тормозные системы автопоездов
- Вопрос 1. Общие требования к тормозным системам
- Вопрос 2. Пневматический привод тормозов автомобилей зил
- Вопрос 3. Особенности тормозных систем автомобилей УралАз
- Вопрос 4. Особенности привода тормозов автомобилей КамАз
- Вопрос 5. Электропневматический привод тормозов
- Лекция 6. Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда вопрос 1. Назначение и классификация самосвалов
- Вопрос 2. Компоновка автомобилей-самосвалов
- Лекция 7. Расчет опрокидывающих устройств автомобилей-самосвалов
- Вопрос 1. Определение усилий в гидроподъемнике и хода его штока
- Вопрос 2. Расчет гидроцилиндра
- Вопрос 3. Проверочный расчет на прочность деталей гидроцилиндра
- Лекция 8. Автопоезда для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций
- Вопрос 1. Специализация автопоездов
- Вопрос 2. Автопоезда для перевозки лесоматериалов
- Вопрос 3. Автопоезда для перевозки металлопроката и труб
- Лекция 9. Автомобили и автопоезда-цистерны вопрос 1. Назначение, классификация и общие требования
- Вопрос 2. Автомобили-цистерны для перевозки нефтепродуктов
- Вопрос 3. Автоцементовозы
- Вопрос 4. Автоцистерны для перевозки жидких строительных и полужидких смесей
- Вопрос 5. Автоцистерны для перевозки сельскохозяйственных грузов
- Лекция 10. Устойчивость автоцистерн вопрос 1. Определение устойчивости автоцистерны при движении
- Вопрос 2. Определение устойчивости при воздействии бокового давления
- Лекция 11. Контейнеровозы, автомобили и автопоезда с грузоподъемными устройствами и съемными кузовами вопрос 1. Контейнеровозы
- Вопрос 2. Полуприцепы-контейнеровозы
- Вопрос 3. Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами
- Вопрос 4. Автотранспортные прицепы со съемными кузовами
- Лекция 12. Автомобили- и автопоезда-фургоны вопрос 1. Общие положения
- Вопрос 2. Общее устройство автомобилей-фургонов
- Вопрос 3. Изотермический подвижной состав
- Лекция 13. Теплотехнический расчет изотермических фургонов
- Приложение 1