logo
Карпов 4-осная цистерна (ТИИР-300)

3.2 Потребная величина тормозного нажатия

Результаты расчетов потребной силы и допускаемой по условию безъюзового торможения позволяет перейти к определению силы нажатия тормозных колодок.

Суммарное нажатие колодок, приходящееся на ось колесной пары определяется по формуле

, (3.1)

где

нажатие колодки на колесо, кН;

число колодок, действующих на ось, ;

допускаемая удельная тормозная сила, Н/т;

осевая нагрузка;

действительный коэффициент трения материала колодок.

Действительный коэффициент трения материала колодок определяется по формуле

(3.2)

где– функции, характеризующие зависимость коэффициента трения от силы нажатия.

Значения определяются по формулам

(3.3)

(3.4)

где– эмпирические коэффициенты, зависящие от материала колодок, для чугунных колодок из материала ТИИР-300

Подставим выражение для в формулу (3.1)

. (3.5)

Преобразуем полученное уравнение, обозначив

, (3.6)

.

Тогда

(3.7)

Выразив из уравнения (3.7), получим квадратное уравнение типа

(3.8)

где .

Величину допускаемой силы нажатия определим из уравнения (3.8)

. (3.9)

Произведем вычисления для скоростикм/ч.

;

;

;

;

;

кН;

Для остального диапазона скоростей расчет сводим в таблицу 3.1

Таблица 3.1 – Расчет допускаемого тормозного нажатия

v, км/ч

[bT], Н/т

φ(v)

m(v)

m(v)δ

B

C

B2

-AC4

K, кН

0

1192

1,000

63,4

25,4

14,6

-1268

214

1015

35,1

51,0

10

1033

0,941

58,4

23,4

16,6

-1168

277

934

34,8

45,4

20

934

0,895

55,5

22,2

17,8

-1110

317

888

34,7

42,3

30

865

0,857

53,7

21,5

18,5

-1073

343

859

34,7

40,4

40

815

0,826

52,5

21,0

19,0

-1050

361

840

34,7

39,1

50

777

0,800

51,7

20,7

19,3

-1033

374

827

34,6

38,3

60

747

0,778

51,1

20,4

19,6

-1022

383

818

34,6

37,7

70

723

0,759

50,7

20,3

19,7

-1014

389

811

34,6

37,3

80

703

0,742

50,4

20,2

19,8

-1008

394

806

34,6

37,0

90

687

0,727

50,2

20,1

19,9

-1004

397

803

34,6

36,8

100

672

0,714

50,1

20,0

20,0

-1001

399

801

34,6

36,7

110

660

0,703

50,0

20,0

20,0

-999

401

799

34,6

36,6

По полученным данным строим зависимость силы нажатия колодки на колесо от скорости, показанную на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Зависимость силы нажатия колодки на колесо от скорости

Сила нажатия тормозных колодок на колесо ограничивается по условиям тепловой нагрузке узла колесо-колодка, так как износ трущихся материалов определяется главным образом работой трения. Поэтому в предварительных расчетах величину силы нажатия следует уточнить и в необходимых случаях откорректировать по допускаемым удельным давлениям на колодку:

, (3.10)

где

допускаемое удельное давление, =0,9 МПа;

геометрическая площадь трения колодок, м2.

кН.

Потребная величина силы нажатия тормозных колодок на колесо во всем интервале скоростей превышает силу нажатия по допускаемому удельному давлению. Поэтому дальнейший расчет ведем по величине K=26,1 кН.