logo search
ШПОРЫ БТС

48 Перегрузки, действующие на водителя и пассажиров при дтп

В процессе наиболее тяжелых ДТП (столкновения, наезды на неподвижные препятствия), вначале деформируются элементы кузова автомобиля, происходит первичный удар. Кинетическая энергия автомобиля при этом тратится на деформацию и поломку его деталей. Человек внутри автомобиля продолжает движение по инерции со скоростью. Силы, удерживающие тело человека (мышечные усилия конечностей, трение о поверхность сиденья) невелики по сравнению с инерционными нагрузками и не могут воспрепятствовать его перемещению. В результате человек контактирует с деталями автомобиля - рулевым колесом, панелью приборов, лобовым стеклом и т.п., происходит вторичный удар. Параметры вторичного удара зависят от скорости и замедления автомобиля, перемещения тела человека, формы и механических свойств деталей которые он ударяется.

При высоких скоростях движения автомобиля возможен также третичный удар, т.е. удар внутренних органов человека (мозговой массы, печени, сердца, легких) о твердые части скелета. Возникающие при этом перегрузки могут привести к серьезным повреждениям внутренних органов, разрушению кровеносных сосудов и нервных волокон. Однако наибольшую часть травм водители и пассажиры получают во время вторичного удара.

Характер и тяжесть травм зависят от многих причин: вида ДТП, скорости и конструкции автомобиля, наличия защитных приспособлений, возраста и здоровья человека. В среднем человек может выдержать без вреда для себя (в течение 0,01-0,1 с) перегрузку в 40-50 g. Перегрузки, испытываемые водителем и передним пассажиром при встречных столкновениях автомобилей, достигают 150-200 g. Усилия, действующие на отдельные части тела человека при этом, могут превышать 30 кН, что объясняет высокую скорость ДТП.