logo search
Конспект лекций СПС

Лекция 6. Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда вопрос 1. Назначение и классификация самосвалов

Автомобиль-самосвал – специализированный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки различных грузов и полностью автоматизированной их выгрузки с помощью опрокидывающегося кузова. Платформа, шарнирно укрепленная на раме, может наклоняться назад или на боковую сторону на угол 45–55°.

Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда составляют около четверти эксплуатируемых грузовиков, а их суммарная грузоподъемность около трети грузоподъемности всех, находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей.

Самосвалы могут быть классифицированы по семи основным признакам:

а) по основному назначению:

б) по грузоподъемности:

в) по типу подвижного состава:

г) по приспособленности к типу дорог:

д) по проходимости:

е) по способу разгрузки платформы:

ж) по приспособленности для работы с прицепом:

Наиболее распространены самосвалы и самосвальные автопоезда строительной группы. Грузы самые различные: от камня и щебня до сыпучих песка и извести, а также бетонные смеси и др. строительные растворы.

Сельскохозяйственные самосвалы тоже весьма многочисленны. В связи с тем, что плотность сельхозгрузов невелика (чаще всего < 1 т/м3), широко распространены надставные борта.

Карьерные самосвалы используют на открытых горных выработках. Это машины, как правило, особо большой грузоподъемности, с дизельным двигателем, работающим на экологически чистом топливе для предотвращения загазованности углубленных карьеров.

Узкоспециализированные самосвалы и автопоезда применяют для перевозки только одного определенного вида груза (бетоновозы, цементовозы, зерновозы).

Чаще всего разгрузка производится назад. Есть и самосвалы с предварительным подъемом груза (выгрузка на железнодорожный состав).

Кузова могут быть и съемными (сменными), а также саморазгружающи­мися. Последние предназначены для работы в пределах стройплощадки. Центр тяжести груженого кузова у них располагается за опорой кузова (в направлении его разгрузки). После отпирания замка, удерживающего кузов, он опрокидывается под действием момента с плечом от центра тяжести до опоры. Центр тяжести пустого кузова находится за опорой, поэтому, после сползания груза, кузов стремится опуститься в исходное горизонтальное положение, где его фиксируют запором.

Дорожные условия эксплуатации самосвалов также весьма разнообразны: от асфальта городских улиц до засыпанных камнем карьеров и бездорожья сельскохозяйственных угодий.