logo search
14

Методические рекомендации для экипажей вс при попадание в спутный след.

При внезапном попадании в спутный след за тяжелым воздушным судном самолет может получить значительный импульс вращения, способный перевер- нуть его на спину. В этом случае углы атаки остаются в летном диапазоне и эффективность рулей и элеронов достаточна для обеспечения управляемости. Если угол крена превысил 90° и самолет продолжает вращаться вокруг продоль- ной оси, вполне возможно энергичным отклонением элеронов в сторону вращения «помочь» самолету продолжить  вращение и совершить полный оборот на 360°. При этом неизбежно опускание носа и переход на крутое пикирование к концу вращения.  

Пример: катастрофа самолета Як-40 в а/п Ташкент. При взлете самолет попал в спутный след   взлетевшего непосредственно перед ним самолета Ил-76. Для вывода из внезапно создавшегося перевернутого положения пилоту не хватило ни времени, ни приборной скорости, ни высоты.

Методика вывода ВС из непонятного пространственного положения.

Вывод ВС из непонятного пространственного положения заключается в следующих действиях:

  1. определение действительного положения ВС в пространстве;

  2. определение текущих параметров полета на данный момент;

  3. применение наиболее оптимальных и безопасных действий по  выводу воздушного судна в режим нормального полета.

Определение пилотом положения самолета в пространстве осложняется рядом следующих факторов:

Наиболее оптимальные и безопасные действия по выводу воздушного судна в режим нормального полета заключаются в следующем:

Анализ АП и действий летного состава при этом показывает,  что  в  большинстве случаев пилоты, попавший в непонятное пространственное положение, рефлекторно берут штурвал (РУС) на себя. Это может привести к быстрому выходу на закритические углы атаки и сваливанию в непонятном положении ВС. 

Таким образом, при непонятном пространственном положении ВС необхо- димо обезопасить себя от двух первых, самых коварных желаний:

Практические действия при попадании в непонятное пространственное положение воздушного судна:

Рекомендации летному составу по предотвращению вероятности попадания в спутный след.

При оценке конфигурации турбулентности спутного следа ветер является очень важным фактором, потому что концевые вихри дрейфуют вместе с ветром и с его скоростью.

Например: при скорости ветра 20 км/ч концевые вихри перемещаются со скоростью примерно 300 м/мин в направлении ветра.

При следовании позади другого ВС во время выбора точки взлёта или посадки пилот должен учитывать скорость и направление ветра В случае, если определение точки взлета или посадки другого ВС невозможно, следует выждать не менее трёх минут. Этого времени достаточно для того, чтобы турбулентность спутного следа рассеялась.