14.4.1. Сдвиг ветра, микропорывы. Опасность влияния сдвига ветра на вс на различных этапах полета. Действия экипажа вс в случае попадания в условия сдвига ветра.
Катастрофы и аварии , происходящие с исправными ВС в общем то не очень сложной погоде, заставили специалистов службы БП придти к выводу, что иногда в воздухе создаются такие условия, прогнозирование которых синоптиками могло только иметь общие черты. Тщательное сопоставление фактов и обстоятельств АП, опрос оставшихся в живых свидетелей, дали положительные результаты. Специалистами было установлено, что причиной большинства АП стало такое явление, как «сдвиг ветра».
Сдвиг ветра – изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки :
Слабый < 2 м/с на 30 м высоты
Умеренный 2-4 м/с на 30 м высоты
Сильный .4-6 м/с на 30 м высоты
Очень сильный > 6 м/с на 30 м высоты
Сдвиг ветра присутствует в атмосфере всегда, и это явление часто можно наблюдать. Примерами могут служить слои облачности на разных высотах, движущиеся в разных направлениях;
шлейфы дыма, срезанные по высотам и движущиеся в разных направлениях;
вращающиеся взвешенные частицы и/или капельки воды в относительно безобидных пылевых вихрях и чрезвычайно опасных водяных смерчах и торнадо;
«стеноподобная» передняя кромка пылевых/песчаных бурь и деревья, клонящиеся во всех направлениях под внезапными порывами фронта шквалов.
Все эти видимые эффекты свидетельствуют о повсеместном присутствии в атмосфере сдвига ветра и явлений, которые его вызывают.
Микропорыв (микрошквал) (англ. microburst - микровзрыв) — частный случай шквала, сильное кратковременное нисходящее движение воздуха, связанное с грозовой деятельностью.
Микропорывы представляют серьёзную опасность для воздушных судов (самолётов и вертолётов) на этапах взлёта и захода на посадку, т.к. вызывают сильный сдвиг ветра, приводящий к потере высоты воздушным судном и возможному столкновению с земной поверхностью (или поверхностью воды). В 1985 году самолёт авиакомпании Delta Airlines потерпел катастрофу в Далласе из-за микропорыва, погибло 137 человек.
Данный термин введен известным исследователем опасных явлений погоды Фуджита Тэцуя, как вид нисходящего порыва воздуха (англ. downburst - нисходящий взрыв). Если данное явление охватывает зону более 4 км, то оно называется макропорыв (макрошквал) (англ. macroburst - макровзрыв). [1] В русскоязычной метеорологической литературе данное явление не изучено.
- Кировоградская Летная Академия
- Общие положения необходимые при подготовке экипажа вс при полетах в особых условиях. Общие положения.
- Летный состав должен помнить – успешное выполнение полетного задания в особых условиях напрямую зависит от качества и объема подготовки всего экипажа воздушного судна.
- Опасность обледенения. Обледенение вс на земле и в воздухе. Распознование обледенения и процедуры, которые необходимо выполнить экипажу вс для борьбы с ним.
- Icao doc 9640-an/940 «Руководство по противообледенительной защите
- 14.2.1. Опасность обледенения
- 14.2.2. Обледенение вс на земле и в воздухе.
- По последствиям рассмотренные инциденты разделяются на три группы:
- Основными причинами инцидентов являются:
- Влияние наземного обледенения на воздушное судно и силовую установку
- По типу образования льда обледенения делятся на:
- Изменение характеристик профиля крыла в результате обледенения (качество и коэффициент подъемной силы).
- Самолет атr-72-212 компании American Eagle Airliners (Флорида, сша, 2011года). Аналог потерпевшего катастрофу 31.10.94. Roselawn, Indiana.
- Обязанности квс в период предполетной подготовки при условии наземного обледенения:
- Распознование обледенения и процедуры, которые необходимо выполнить экипажу вс для борьбы с ним.
- Проведение процедур в один и в два этапа.
- 2. Двухступенчатая противообледенительная процедура.
- Визуальные признаки потери защитных свойств
- Полет в условиях грозовой деятельности. Обход грозовых облаков.
- Полет под облаками разрешается только днем, вне зоны ливневых осадков, если:
- 14.4.1. Сдвиг ветра, микропорывы. Опасность влияния сдвига ветра на вс на различных этапах полета. Действия экипажа вс в случае попадания в условия сдвига ветра.
- Условия возникновения.
- 14.4.2. Спутная турбулентность. Причины возникновения и влияния на полет вс: скорость, масса вс, сила ветра.
- Пассажирский салон после попадания вс в спутный след.
- Методические рекомендации для экипажей вс при попадание в спутный след.
- Анализ инцидентов при попадании вс в спутную турбулентность.
- Проблемные вопросы в предверии эксплуатации самолета а-380.
- Авиационные происшествия из-за попадания вс в спутный след.
- 1. Катастрофа Ту-154 б-2 в аэропорту г. Алма-Ата 8 июля 1980 года.
- Развитие событий.
- Расследование.
- Авария Як-40 Туркменского уга в а/п Чарджоу. Попадание в спутный след.
- Развитие событий.
- Анализ авиационных происшествий с вс
- 2. Катастрофа Ил-14 в Антарктиде – 1979г.
- Во вторник 2 января 1979 года в Антарктиде на станции Молодёжная при взлёте потерпел катастрофу Ил-14фкм, в результате чего погибли 3 человека.
- Развитие событий.
- 3. Катастрофа Ил-18 в г. Ашхабад, Туркмения – 1963г..
- Экипаж из 165 лётного отряда состоял из 11 человек и имел следующий состав:
- Развитие событий.
- Катастрофа Як-40 г. Братск, ссср – 1972г.
- Развитие событий.