Лекция 9. Автомобили и автопоезда-цистерны вопрос 1. Назначение, классификация и общие требования
Автомобильные цистерны (АЦ) и прицепы-цистерны (ПЦ) предназначены для бестарной перевозки газов, жидкостей, порошкообразных и зернистых, а также полужидких (товарный бетон) материалов.
Классификацию перечисленного СПС производят по следующим признакам:
а) по типу базового шасси:
автомобиль-цистерна (АЦ);
прицеп-цистерна (ПЦ);
полуприцеп-цистерна (ППЦ);
б) по проходимости:
обычной проходимости;
повышенной;
в) по назначению:
для транспортирования (АЦ);
для транспортирования и заправки (АЦЗ);
г) по вместимости (грузоподъемности) цистерны;
д) по виду транспортируемого (заправляемого) продукта;
е) по типу несущего шасси:
рамные (цистерна установлена на раме);
несущие (подвески и колеса крепят к цистерне);
ж) по типу технологического оборудования для выгрузки:
под действием гравитационных сил (слив самотеком (ссыпание);
механическая выгрузка;
пневматическая выгрузка;
выгрузка с помощью насосов (своих или сторонних);
самосвальная выгрузка.
По конструктивным признакам резервуары цистерн различают:
1) по форме поперечного сечения:
круглые;
эллиптические;
прямоугольные (чемоданного типа);
2) по форме продольного сечения:
постоянного сечения;
переменного (уменьшенного в передней, средней или задней части);
3) по наличию отсеков и волнорезов:
с одним отсеком;
с дополнительным отсеком;
с несколькими отсеками;
без волнорезов;
с одним или несколькими волнорезами;
4) по теплоизоляционным характеристикам:
без теплоизоляции;
с термоизоляцией;
с дополнительным подогревом или самообогревом;
5) по виду материала:
обычная сталь;
высокопрочная сталь без внутреннего покрытия или со специальным покрытием внутренних поверхностей (эмаль, свинец, цинк, эпоксидная пленка);
нержавеющая сталь;
пластмасса, армированная стекловолокном и т. д.
При проектировании АЦ учитывают свойства продукта:
плотность;
давление насыщенных паров;
электризуемость;
коррозионность;
токсичность и т. д.
Выпускают и используют цистерны 4-х классов:
1 – для взрывчатых веществ;
2 – для газов сжиженных и сжатых, а также растворенных под давлением;
3 – для легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ);
4 – для легковоспламеняющихся веществ и материалов.
Дополнительные требования к СПС:
вывод глушителя вперед и вправо вне зоны цистерны;
защита топливного бака со стороны глушителя экраном или сеткой (на расстоянии не менее 20 мм);
в электрических цепях – дополнительные предохранители (выключатели), выключатель массы АКБ должен находиться в кабине водителя;
лампы освещения с защитными решетками;
проводка прокладывается в трубках;
заземление АЦ;
наличие двух огнетушителей вне кабины;
система информации об опасности (надписи, проблесковый фонарь) и т. д.
Обозначение автоцистерн состоит из ряда букв и цифр, отражающих:
назначение цистерны;
номинальную вместимость в метрах кубических;
цифровую часть обозначения марки шасси.
Например, АТМЗ-4,5-375: автотопливомаслозаправщик с цистерной (основной, под горючее) вместимостью 4,5 м3 на базе автомобиля Урал-375.
Кроме ГСМ в цистернах могут транспортироваться: В – вода; С – спирт; СЖ – спец жидкость.
- Лекция 1. Общие сведения о специализированном подвижном составе вопрос 1. Классификация специальных грузов
- Вопрос 2. Классификация специализированных транспортных средств
- Вопрос 3. Перспективы развития спс в России
- Лекция 2. Автопоезда вопрос 1. Общие сведения об автопоездах
- Вопрос 2. Классификация и анализ компоновочных схем автопоездов
- Вопрос 3. Особенности конструкции тягачей автопоездов
- Лекция 3. Сцепные устройства автопоездов. Прицепной состав вопрос 1. Сцепные устройства
- Вопрос 2. Расчет деталей сцепных устройств
- Вопрос 1. Расчет тяговых крюков и вилок
- Вопрос 2. Расчет деталей седельно-сцепных устройств
- Вопрос 3. Пути совершенствования сцепных устройств
- Лекция 4. Поворотные устройства прицепов вопрос 1. Прицепной состав
- Вопрос 2. Поворотные устройства прицепов
- Лекция 5. Тормозные системы автопоездов
- Вопрос 1. Общие требования к тормозным системам
- Вопрос 2. Пневматический привод тормозов автомобилей зил
- Вопрос 3. Особенности тормозных систем автомобилей УралАз
- Вопрос 4. Особенности привода тормозов автомобилей КамАз
- Вопрос 5. Электропневматический привод тормозов
- Лекция 6. Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда вопрос 1. Назначение и классификация самосвалов
- Вопрос 2. Компоновка автомобилей-самосвалов
- Лекция 7. Расчет опрокидывающих устройств автомобилей-самосвалов
- Вопрос 1. Определение усилий в гидроподъемнике и хода его штока
- Вопрос 2. Расчет гидроцилиндра
- Вопрос 3. Проверочный расчет на прочность деталей гидроцилиндра
- Лекция 8. Автопоезда для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций
- Вопрос 1. Специализация автопоездов
- Вопрос 2. Автопоезда для перевозки лесоматериалов
- Вопрос 3. Автопоезда для перевозки металлопроката и труб
- Лекция 9. Автомобили и автопоезда-цистерны вопрос 1. Назначение, классификация и общие требования
- Вопрос 2. Автомобили-цистерны для перевозки нефтепродуктов
- Вопрос 3. Автоцементовозы
- Вопрос 4. Автоцистерны для перевозки жидких строительных и полужидких смесей
- Вопрос 5. Автоцистерны для перевозки сельскохозяйственных грузов
- Лекция 10. Устойчивость автоцистерн вопрос 1. Определение устойчивости автоцистерны при движении
- Вопрос 2. Определение устойчивости при воздействии бокового давления
- Лекция 11. Контейнеровозы, автомобили и автопоезда с грузоподъемными устройствами и съемными кузовами вопрос 1. Контейнеровозы
- Вопрос 2. Полуприцепы-контейнеровозы
- Вопрос 3. Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами
- Вопрос 4. Автотранспортные прицепы со съемными кузовами
- Лекция 12. Автомобили- и автопоезда-фургоны вопрос 1. Общие положения
- Вопрос 2. Общее устройство автомобилей-фургонов
- Вопрос 3. Изотермический подвижной состав
- Лекция 13. Теплотехнический расчет изотермических фургонов
- Приложение 1