logo search
ШПОРЫ БТС

38 Внутренняя визуальная информативность автомобиля

Устройствам внутренней визуальной информативности относятся панель приборов и устройства, улучшающие обзорность автомобиля.

Панель приборов. Панель приборов состоит из различных информационных индикаторов, которые должны обеспечивать водителя информацией о состоянии систем и агрегатов, о течении процессов в них, о скорости движения автомобиля в форме пригодной для восприятия. Эти устройства необходимо конструировать так, чтобы обеспечивалось быстрое прочтение и однозначное понимание водителем визуальной информации, которая выносится на панель приборов.

В состав приборной панели, состоящей их трех приборов, входят: спидометр, указатели запаса топлива и температуры охлаждающей жидкости двигателя (или температуры масла для двигателей с воздушным охлаждением). Эти приборы можно считать обязательными для установки на автомобили малого класса

Требования к конструкции панели приборов. При организации потока зрительной информации необходимо учитывать характеристики пространственного видения человека. Как известно, полное поле зрения человека охватывает в вертикальной плоскости пространство в границах 70° ниже и 60° выше уровня глаз, а по горизонтали 60° в ту и другую стороны от вертикальной оси симметрии тела.

Требования к подсветке панели приборов. На удобство и скорость снятия показаний с приборов большое влияние оказывает их подсветка, т.к. при понижении освещенности восприятие показаний приборов резко ухудшается. Основное требование, предъявляемое к подсветке приборов, это обеспечение такой же видимости показаний, как и в дневных условиях наблюдения. С другой стороны, яркость освещения шкал приборов не должна повышать уровень яркостной адаптации глаз водителя и не ослеплять его.

Совершенствование состава контрольных приборов и параметров, подлежащих контролю

Совершенствование состава контрольных приборов и параметров, подлежащих контролю можно разделить по направлениям на несколько групп.

К первой группе относятся устройства, с помощью которых осуществляется комплексный контроль параметров автомобиля, его агрегатов и систем. Они, как правило, включают в себя датчики, размещенные в различных узлах автомобиля, электронную схему, обеспечивающую получение и усиление сигналов от датчиков, и индикаторы.

Ко второй группе относят новые конструкции спидометров и устройств, сигнализирующих о превышении допустимой скорости. В качестве источника информации об этом предлагается использовать световые и звуковые сигнализаторы.

К третьей группе относятся устройства, с помощью которых осуществляется контроль за исправностью тормозной системы автомобиля (давление в системе гидропривода, уровень тормозной жидкости, предельная степень износа тормозных накладок).

В четвертую группу входят устройства, контролирующие исправность светового оборудования