logo search
ШПОРЫ БТС

40. Звуковая информативность автомобиля

При движении автомобиля на орган слуха водителя воздействуют разнообразные звуки, которые можно разделить на две группы: случайные звуки, отвлекающие водителя от управления автомобилем (шумы) и звуки необходимые водителю, несущие информацию об окружающей обстановке, состоянии агрегатов и механизмов автомобиля и т.д.

Основными источниками шума, отвлекающими водителя и отрицательно влияющими на его организм, являются: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, шины, подвеска и кузов. Шум проникает внутрь автомобиля через окна, стенки, пол кабины, а также распространяются по металлическим конструкциям. Под влиянием такого шума снижается устойчивость ясного видения, ослабляется сумеречное зрение, нарушается деятельность вестибулярного аппарата и наступает преждевременная усталость.

Борьба с проникновение шума в кабину ведется как с помощью конструктивных усовершенствований двигателя и трансмиссии, так и путем применения современных звукопоглощающих материалов.

Однако нельзя полностью изолировать водителя от звуков, возникающих вне кабины, т.к. он должен воспринимать работу двигателя и систем своего автомобиля, а также другие внешние сигналы, необходимые для ориентировки и наиболее полной оценки дорожной обстановки.

В настоящее время отсутствуют международные документы, унифицирующие состав и характеристики (силу звука, прерывистость, тембр) звуковых сигнализаторов, и они применяются не на всех современных автомобилях. Однако звуковые сигналы должны использоваться как для передачи водителю простейшей информации, так и в качестве предупредительных сигналов в том случае, если необходимо принудительное привлечение внимания водителя. В особо опасных случаях должно быть предусмотрено дублирование аварийного светового сигнала прерывистым звуковым. К таким сигналам можно отнести сигналы о недостаточном уровне жидкости в тормозной системе, давлении воздуха в шинах, о не пристегнутых ремнях безопасности и др.

Применение звуковых сигнализаторов позволяет разгрузить зрительный анализатор водителя, что приобретает особое значение по мере увеличения числа приборов внутренней визуальной информативности автомобиля, и роста интенсивности, плотности и рядности движения.

Увеличение количества звуковой информации позволит снизить уровень визуальной нагрузки, улучшить условия работы водителей и в конечном итоге повысить уровень безопасности движения.