logo search
Aerodinamika_1

42. Вираж сам-та, разворот, спираль. Перегрузка на вираже. Хар-ки виража.

Вираж самолета - это криволинейный полет самолета в горизонтальной плоскости с разворотом на 360°.

Часть виража, имеющая цель изменение направления движения на угол, меньший 360°, называется разворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называется установившимся. Установившийся вираж без скольжения называется правильным

Вираж может быть неустановившимся, при котором будет меняться скорость и радиус, вираж со скольжением, вираж с набором или потерей высоты.

Если самолет имеет скольжение во внутреннюю сторону виража или во внешнюю, то направление скорости не совпадает с плоскостью симметрии и составляет с ней некоторый угол β (Рис. 9, б, в). В первом случае скольжение называется внутренним, во втором – внешним.

Для выполнения виража подъемная сила должна быть увеличена, и тем больше, чем больше крен. Следовательно, на вираже создается перегрузка, причем она будет расти с увеличением крена.

На правильном вираже вес уравновешивается вертикальной составляющей подъемной силы. Выполняется условие G=Ycosγ, откуда нормальная перегрузка на вираже равна

. ny = Y/G = 1 /cos γ.

Таким образом, на правильном вираже величина потребной перегрузки определяется только углом крена.

Для выполнения виража необходимо увеличить подъемную силу по сравнению с горизонтальным полетом. Этого увеличения можно достичь увеличением скорости полета при сохранении угла атаки либо увеличением угла атаки при сохранении скорости горизонтального полета.

Влияние веса самолета. С увеличением веса потребная скорость возрастает. Соответственно возрастает и потребная скорость для виража.