logo search
14

Визуальные признаки потери защитных свойств

Очень трудно определить начало потери защитных свойств ПОЖ. Обычно, потеря определяется визуально по началу накопления отложений льда и снега на обработанных поверхностях.

Как правило, образование льда начинается в первую очередь на передней и задней кромке крыла и позже на средней части поверхности. Поэтому осмотр передней и задней кромок крыла должны быть обязательно осмотрены при оценки потери защитных свойств ПОЖ.

Тип I.

При потере защитных свойств ПОЖ Тип I обледенение крыла визуально выглядит также, как если бы поверхность была не обработана.

Противообледенительные жидкости Тип IV и Тип I

Тип II, III, IV.

При потере защитных свойств ПОЖ:

Действия экипажа ВС при полете в условиях сильного обледенения.

Перед входом в зону возможного обледенения или при внезапном попа- дании в зону сильного обледенения летным экипажем должна быть включена противообледенительная система воздушного судна, если РЛЭ или эквивалент- ный ему документ не предусматривает другого порядка использования такой системы.

Если принятые меры по борьбе с обледенением ВС оказываются неэф- фективными и не обеспечивается безопасное продолжение полета, командир воздушного судна по согласованию с органом ОВД в контролируемом воздушном пространстве изменяет высоту и/или маршрут полета для выхода в район, где возможно безопасное продолжение полета, или принимает решение об уходе на запасной аэродром.

Справка - 2:

По аналогичному сценарию (смотри справку – 1) развивалось летное происшествие с самолетом ATR-72-201 (регистрационный номер VP-BYZ) компании Utair, потерпевшим катастрофу 2 апреля 2012 года сразу после взлета из аэропорта Рощино (Тюмень).

Уборка закрылков с включением автопилота + малая скорость = сваливание самолета. Причиной этому стало обледенение верхней поверхности крыла, причем в данном случае оно образовалось еще на земле. Это так называемое наземное обледенение.

Перед вылетом самолет простоял ночь на открытом воздухе на стоянке при малых отрицательных температурах (0°C…- 6°C). За это время неоднократно наблюдались осадки в виде дождя и мокрого снега. В таких условиях образование льда на поверхностях крыла было практически неизбежным. Однако, перед вылетом спецобработка для устранения наземного обледенения и предотвращения дальнейшего образования льда (в полете) проведена не была.

Результат печален. Самолет в соответствии со своими аэродинамическими особенностями отреагировал на изменение обтекания крыла сразу после уборки закрылков. Произошло сваливание, сначала на одно крыло, затем на другое, резкая потеря высоты и столкновение с землей. Причем экипаж, вероятно, даже не понял, что происходит с самолетом.