logo
Logistika_Otvety

Классификация и основные характеристики грузов

Для того, чтобы обеспечить сохранность и своевременность доставки перевозимого груза, необходимо знать его характеристики и свойства.

К транспортной характеристике груза относятся:

1) физико-химические свойства;

2) объемно-массовые характеристики;

3) биохимические процессы;

4) свойства, определяющие степень опасности груза;

5) свойства, определяющие Технические условия (ТУ) перевозки, перегрузки и хранения;

6) требования к таре и упаковке груза.

Учет транспортных характеристик и свойств груза позволяет сделать правильный выбор подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), средств хранения и режимов перевозок.

Знание транспортной характеристики грузов является непременным условием для выполнения основной транспортной задачи – своевременной, сохранной, в качественном и количественном отношениях, доставки груза из пункта отправления в пункт назначения.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ

С того времени, как товар предъявлен к перевозке, он переходит в новую стадию - становится грузом. При превращении товара в категорию груза, для морского транспорта теряется значение его потребительских характеристик, но возникает необходимость изучения и учета транспортных свойств груза. Транспортные свойства груза - это совокупность характеристик груза, которые определяют способ и условия его перевозки, обработки и хранения.

Транспортные свойства груза тесно связаны с технологией перевозки. За последнее столетие форма предъявления грузов к доставке в значительной степени оказало влияние на развитие судостроения. Сегодня судоходные компании заказывают не только нефтеналивные танкеры, сухогрузы и рефрижераторные суда, а становятся обладателями принципиально новых специализированных судов - автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, газовозов и химовозов, а также других типов. В связи с этим к каждому из них предъявляются свои требования к конструкции портового оборудования и перегрузочной техники.

Любому грузу придается транспортабельное состояние. Для этого его упаковывают в тару, которая должна быть довольно прочной для условий морской перевозки и выдерживать перегрузку в местах обработки грузов, легкой, недорогой и минимальной по объему. Для всех типов транспорта была установлена общая классификация грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения транспортной оплаты.

Тарифная номенклатура грузов делится:

- по происхождению (продукты сельского хозяйства и промышленности);

- по физико-химическим свойствам (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся грузы);

- по технологии перевозки (сухие и наливные грузы);

- по форме предъявления к морской перевозке (штучные, навалочные, наливные и пр.);

Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру, предъявленную к перевозке грузов. Группы грузов можно объединить по различным признакам, поэтому это разнообразие можно классифицировать.

Для систематизации грузов и решения проблемы совместимой перевозки их разделяют по некоторым признакам.

Классификация грузов по способу перевозки

Все грузы по способу перевозки разделяются на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах.

К штучным грузам относится широкое наименование грузов в ящиках, мешках, бочках, тюках и т. д. К ним также относятся автомобильная и строительная техника, металлоконструкции, технической оснащение и прочие грузы, перевозимые отдельными местами. Особенностью этих грузов является то, что на грузовом судне одновременно может перевозиться как однородный груз, например вино в бочках, так и множество других партий разнородного груза, например медикаменты, одежда, бытовые товары и т. д. Когда линейные размеры одного места штучного груза более 9 метров, оно относится к категории длинномеров, а когда вес составляет более 3 тонн, оно относится к разряду тяжеловесов.

Навалочные грузы перевозятся без тары - навалом. Они состоят из большого числа однородных частиц, например сахар, или частиц груза разного размеры - каменный уголь, щебень и пр. Для их перевозки используют целое грузовое судно или отдельные трюмы.

Укрупненные грузовые единицы - это контейнеры, трейлеры, флоты, роллтрейлеры, пакеты и так далее. Укрупнение грузовых мест позволяет механизировать процесс обработки груза и увеличить целесообразность работы торгового флота.

Наливные грузы в себя включают сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, спирт, химические материалы и сжиженный природный газ.

Классификация по физико-химическим свойствам

По физико-химическим свойствам грузы разделяются:

- на гигроскопические это те, которые восприимчивые к влаге, исходящей из окружающей среды и способны легко ее отдавать;

- на самонагревающиеся и самовозгорающиеся;

- на ядовитые и выделяющиеся вредные газы;

- на огнеопасные;

- на взрывчатые;

- на слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;

- на издающие специфические запахи;

- на воспринимающие посторонние запахи;

- на пылящие;

Классификация по режиму перевозки

В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т. е. температуры и влажности их принято разделять на нережимные и режимные. К нережимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах определенных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени. Некоторые грузы требуют выполнения особых карантинных режимов перевозки.

Классификация по совместимости различных грузов

Грузы обладают чрезвычайно разнообразными физико-химическими свойствами. Часто это приводит к тому, что совместная их перевозка в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения может привести к полной порче груза или частичной потере товарных качеств груза. Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки. Для определения возможности совместной перевозки грузов их прежде всего делят на три группы: обладающие агрессивными свойствами, подверженные воздействию агрессивных факторов, нейтральные по отношению к другим грузам.

Грузы, обладающие агрессивными свойствами, разделяются на группы: тепловыделяющие, влаговыделяющие, газовыделяющие, выделяющие запахи, ядовитые, пылящие, самовозгорающиеся, носители карантинных объектов.Виды грузов

ГРУЗЫ, ОПАСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ СМЕЩЕНИЯ

Класс А. Незерновые навалочные грузы: Группы: 1.1. Грузы, опасные возможностью разжижения; 1.2. Сыпучие грузы, опасные возможностью смещения в сухом состоянии;1.3. Грузы, смещающиеся и разжижающиеся; 1.4. Грузы, слабо смещающиеся; 1.5. Навалочные опасные грузы.

Класс Б. Зерновые грузы.

Класс В. Генеральные грузы: Группы: 3.1. Металлопродукция; 3.2. Подвижная техника; 3.3. Строительные железобетонные изделия и конструкции; 3.4. Контейнеры; 3.5. Пакетированные и мешкованные грузы; З.б. Грузы в ящичной и картонной таре; 3.7. Грузы цилиндрической и конической формы; 3.8. Тяжеловесные и крупногабаритные грузы; 3.9. Прочие грузы.

Класс Г. Лесные грузы: Группы: 4.1. Круглый лес россыпью: 4.2. Круглый лес в пакетах: 4.3. Пиломатериалы россыпыо; 4.4. Пиломатериалы в пакетах; 4.5. Щепа.

РЕЖИМНЫЕ ГРУЗЫ

Класс А. Скоропортящиеся грузы: Группы: 1.1. Замороженные грузы; 1.2. Охлажденные грузы животного происхождения; 1.3. Охлаждаемые грузы (плодоовощные).

Класс Б. Нескоропортящиеся грузы, требующие регулировании влажностного и вентиляционного режимов.

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

Классы:

А. Взрывчатые вещества (ВВ);

Б. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (ГС);

В. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

Г. Воспламеняющиеся твердые вещества;

Д. Окисляющие вещества и органические перекиси (ОВ и ОП);

Е. Ядовитые вещества (ЯВ);

Ж. Радиоактивные и инфекционные вещества (РВ и ИВ);

З. Едкие и коррозийные вещества (ЕК);

И. Прочие опасные грузы.

НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

Классы:

А. Нефтепродукты;

Б. Пищевые грузы (растительные масла, вино, меласса и др.);

В. Химические грузы;

Г. Сжиженные газы.

Операции, выполняемые при доставке грузов и их анализ

Операции по прибытию и выгрузке, выдаче грузов

Перевозочные документы на груженые вагоны, прибывшие под выгрузку, поступают в СТЦ, где проводится натурная проверка наличия и соответствия документов вагонам и грузам.

Закончив натурную проверку, оператор СТЦ на всех накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах ставит календарный штемпель с датой фактического прибытия груза, в вагонном листе дополнительно указывается номер поезда и время прибытия.

После этого документы записываются в Книгу сдачи перевозочных документов (форма ГУ–48) по каждой отправке с указанием номера вагона и номера накладной.

Дорожные ведомости и накладные передают в товарную контору, а вагонные листы – на грузовой район или в пункты выгрузки на местах общего пользования. Документы на сборные вагоны, прибывшие для сортировки, передают приемосдатчикам грузосортировочной платформы.

В товарной конторе все прибывшие под выгрузку грузы регистрируют на основании данных перевозочных документов в Книге прибытия грузов (форма ГУ–42).

После записи отправки в Книгу прибытия на лицевой стороне дорожной ведомости проставляют порядковый номер, под которым отправка записана в Книге прибытия.

Получив из СТЦ вагонные листы, приемосдатчик готовит место для выгрузки грузов, устанавливает очередность разгрузки вагонов и знакомит комплексную механизированную бригаду с порядком выполнения работы.

По окончании расстановки вагонов приемосдатчик проверяет исправность пломб и проводит наружный коммерческий осмотр вагона (или груза в открытом подвижном составе).

После коммерческого осмотра вагонов приемосдатчик снимает пломбу и дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады приступить к выгрузке.

В процессе выгрузки приемосдатчик должен сличать данные вагонного листа с фактическим наличием груза, проверить при этом число мест груза, маркировку и исправность грузовых мест. Приемосдатчик следит за тем, чтобы груз был выгружен и уложен аккуратно, без повреждения и чтобы при этом обеспечивалась сохранность вагонов.

По окончании выгрузки и укладки груза приемосдатчик отмечает в вагонных листах место выгрузки грузов (номер склада, секции, места), время окончания грузовых операций и пересылает вагонные листы в товарную контору.

Вся выгрузка на местах общего пользования должна быть зарегистрирована в Книге выгрузки формы ГУ–44.

Оформление выдачи грузов в товарной конторе называется раскредитованием перевозочных документов. Груз может быть выдан станцией назначения грузополучателю после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей.

После раскредитования документов накладную выдают грузополучателю. Одновременно с накладной грузополучателю выдают пропуск (форма ГУ–43) для вывоза груза с территории грузового района.

Для вывоза со станции получатель предъявляет приемосдатчику накладную, пропуск. Убедившись в соответствии документов грузу, находящемуся на складе, а также в оплате сбора за хранение приемосдатчик выдает получателю груз. Выдав груз, приемосдатчик отмечает на оборотной стороне накладной в графе «Отметка о выдаче груза» число и месяц выдачи, количество мест и массу груза. Эта отметка считается подтверждением и датой фактической выдачи груза. В Книге выгрузки приемосдатчик указывает номер автомобиля и дату выдачи.