Проблемы транспортной логистики
Транспортные издержки — это затраты на транспортировку продукции от места производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Они являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.
К основным статьям транспортных издержек относятся:
Оплата транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций.
Затраты на содержание собственного транспорта.
Стоимость погрузочно-разгрузочных работ.
Затраты на экспедирование и охрану.
Затраты, связанные с подачей и уборкой транспортных средств и т. д.
Расходы по взвешиванию грузов.
При дифференцированном определении размера транспортных издержек учитывается вид перевозимого груза, величина одной отправки (мелкая, контейнерная, повагонная и т. д.), а также схема перевозки: одним или последовательно несколькими видами транспорта.
Основные проблемы транспортной логистики
В том случае, если предприятие решило идти по пути построения собственной транспортной логистической системы, а не привлечения сторонних перевозчиков, оно обязательно столкнется с рядом проблем, которые можно разделить на блоки.
Итак, постараемся рассмотреть каждый из них.
1. Изношенность подвижного состава. Давно известно, что у транспортных средств есть определенный срок службы, после наступления которого их использование становится невозможным. Главная же задача логистики заключается в том, чтобы выявить этот оптимальный возраст, который рассчитывается путем соотнесения затрат на обслуживание подвижного состава с его остаточной стоимостью и производительностью. Для определения остаточной стоимости транспорта предприятию следует выбрать подходящий метод амортизации. Для автотранспорта, например, рекомендуется разделять начисление амортизации на две группы в зависимости от страны его производства. Так, для отечественных автомобилей надо производить расчет исходя из 5-6-летнего срока службы, а для иностранных – вдвое большего.
2. Плохая информационная поддержка процесса транспортировки. Казалось бы, компьютеризация и информатизация уже успели проникнуть во все сферы нашей жизни, однако это не совсем так. И в наше время не всегда возможно поддерживать связь с водителем, например, в тех случаях, когда он находится за пределами страны или на пограничном переходе. Также у компаний практически отсутствует возможность следить за перемещением груза в режиме реального времени (за исключением морских и авиаперевозок). Нет и способа узнать о состоянии подвижного состава.
3. Сложности построения маршрутов перевозки. Еще в советское время транспортные предприятия пользовались достаточно эффективными методиками построения различных маршрутов движения: сборных, маятниковых, развозочных. С переходом новые, рыночные, отношения применение вышеупомянутых методов практически прекратилось из-за образовавшегося хаоса в сфере перемещения грузов. Сейчас компании вкладывают существенные средства в закупку программного обеспечения для определения маршрутов перевозки, а ведь можно вспомнить старые наработки и решить эту проблему достаточно просто, с помощью подручных средств.
4. Недогруз подвижного состава. Неумение или нежелание работать со сборными грузами приводит к тому, что подвижный состав уходит в рейс с недогрузом, а это совсем невыгодно предприятию, и уж тем более не отвечает требованиям транспортной логистики. С материальными ценностями одного отправителя, конечно же, работать проще, однако, как известно, расчет тарифа зависит от пройденного километража, а не от полноты загрузки, поэтому для повышения рентабельности перевозки компаниям следует обратить внимание и на этот фактор. Кстати, и отправитель в таком случае сможет несущественно сэкономить.
5. Страхование груза и транспортных средств. Сейчас все большую популярность приобретает страхование груза на время перевозки, ведь вся полнота ответственности за него ложится на плечи транспортной компании. Однако, конечно же, более приемлемым вариантом было бы страхование подвижного состава вместе с перемещаемыми материальными средствами, так предприятие могло бы обезопасить и себя от всевозможных рисков.
6. Сложности в организации взаимодействия различных видов транспорта. В нашей стране все большую популярность приобретают автомобильные перевозки. Это тем более удивительно, если принять во внимание огромные размеры государства. На наш взгляд, данный факт можно связывать лишь с легкостью организации перемещения грузов этим видом транспорта, ведь железнодорожные и морские перевозки, хоть и являются более дешевыми, не могут обеспечить доставку материальных ценностей «от дверей до дверей». Да и сам процесс стыковки нескольких транспортных средств – достаточно трудоемкое занятие: необходимо не только грамотно продумать маршрут движения, но и правильно рассчитать время на перевозку и перегрузку товара с одного вида транспорта на другой.
7. Недостаток программных продуктов для сферы логистики. В настоящее время на рынке появляется все больше программных продуктов для сферы учета расходов компаний. Иногда даже складывается ощущение, что они растут в геометрической прогрессии. Однако предприятия транспортной логистики до сих пор не обеспечены программами, созданными специально для них, ведь на рынке в основном существуют продукты для складского учета. Даже раскрученную 1С необходимо подстраивать для решения логистических проблем, и даже такой вариант не будет гарантировать максимальную наглядность расходов и корректность их отображения в управленческом учете с разбивкой, например, по рейсам. На рынке представлены и иностранные программы, например, тот же Shipnet. Но он также не учитывает национальные особенности, а поэтому может применяться лишь в ограниченных сферах учета.
- История логистики
- Понятие и определение логистики
- Структура логистики как технико-экономической системы
- Классификация логистики по видам предпринимательства
- Система логистики промышленного предприятия
- Понятие и параметры грузопотока
- Характеристика логистической цепи
- Типы складов и грузовых терминалов в логистических цепях
- 1. Материальные склады.
- 2. Производственные склады.
- 3. Склады готовой продукции.
- Назначение складов в логистической цепи
- Определение логистики; ключевое понятие, входящее в определения; правила логистики «Система 6r».
- Этапы развития логистики и основные факторы, способствовавшие этому развитию.
- Место логистики в современной экономике.
- Основные задачи логистики.
- Функции и активности логистики.
- Основные логистические активности и их роль в снижении издержек.
- Особенности видов транспорта.
- Материальный поток и его параметры.
- Конкурентные преимущества транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга.
- Предпосылки и факторы развития логистики
- I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя повлияло на развитие логистики
- II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции
- III. Энергетический кризис 70-х годов XX века
- IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств
- V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики
- VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
- VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах
- Место логистики в системе хозяйства на разных уровнях
- Определение и классификация понятий логистики
- Потоки в логистике (классификация, функции и показатели)
- Интермодальность, интермодальные перевозки и маршруты
- Проблемы транспортной логистики
- Транспортно-логистические терминалы и комплексы
- Транспортно-логистический центр и логист-оператор
- Транспортный бизнес в логистическом ключе
- Место и роль грузовых операций в системе перевозки грузов
- Технологическая схема доставки груза и ее анализ
- Классификация и основные характеристики грузов
- Машины и устройства, применяемые для выполнения грузовых операций
- Определение «груз». Транспортная классификация грузов.
- Перевозка грузов в транспортных пакетах.
- Транспортные характеристики грузов.
- Физико-химические свойства грузов.
- Свойства грузов, связанные с изменением температур. Профилактические меры смерзаемости, способы восстановления сыпучести смерзшихся грузов.
- Объемно-массовые характеристики грузов.
- Характеристики опасности грузов.
- Понятия «тара» и «упаковка».
- Виды транспортной тары.
- Зоны и степени негабаритности грузов.
- Силы, действующие на груз при перевозке.
- Классификация средств крепления.
- Элементы крепления грузов.
- Природа и химический состав скоропортящихся продуктов
- Процессы, происходящие со скоропортящимися грузами
- Микробиальные процессы
- Ферментные процессы
- Виды и причины порчи
- Способы консервации скоропортящегося груза
- Непрерывная холодильная цепь
- Структура непрерывной холодильной цепи
- Виды холодильных складов
- Система государственного регулирования вэд в России
- Россия и вто
- История вступления России в вто
- Плюсы и минусы от вступления в вто для экономики России
- Законодательство, регламентирующее вэд в России