logo
Logistika_Otvety

Основные логистические активности и их роль в снижении издержек.

Элементарной логистической активностью (логистической операцией) (Ordinary logistical activity) назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного и (или) финансового потоков.

Комплексной логистической активностью (логистической функцией) (Complex logistical activity) будем называть обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.

К элементарным логистическим активностям относятся, например, такие действия, совершаемые над MP или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар, различные трансакционные операции и т.п.

Объединение элементарных логистических активностей в комплексные зависит прежде всего от вида рассматриваемой ЛС (см. раздел 2.3).

Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим активностям относятся: снабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три комплексные логистические активности присутствуют практически для любого товаропроизводителя. Выделение базисных логистических активностей важно для понимания и продвижения логистической концепции бизнеса в плане маркетинговой и интегральной парадигм.

В большинстве зарубежных литературных источников по логистике и логистическому менеджменту в качестве ключевых комплексных логистических активностей выделяют следующие:

• поддержание стандартов обслуживания потребителей (Customer service standards);

• управление закупками (Procurement); закупки (Purchasing);

• транспортировка (Transportation);

• управление запасами (Inventory management);

• управление процедурами заказов (Order processing);

• управление производственными процедурами (операциями) (Operations management);

• ценообразование (Pricing);

• физическое распределение (Physical Distribution).

Обеспечение и поддержание заданного уровня качества производства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология TQM, обязательная сертификация продуктов и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и с помощью логистических подходов, по обеспечению наивысшего уровня качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами. Логистические решения играют определяющую роль по доставке товара и сервиса требуемого качества в заданное время, в нужное место.

Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок MP для обеспечения производственных целей. Организация и управление закупками в фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков MP, планирование потребности в MP, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки MP к производственным подразделениям и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и дислокации по­ставщиков, качество MP оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Одной из ключевых комплексных логистических активностей является транспортировка. Это объясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики до двух третей от суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п.

Управление запасами MP и ГП представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если транспортировка определяет значение фактора места для продукции, то запасы — значение фактора времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах MP и ГП, играющих роль буфера между поставщиками MP и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП — с другой. Снижая риски возникновения дефицита MP в процессе производства продукции или неудовлетворения спроса на ГП у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровней запасов, составляющие от 20 до 60 % общих логистических издержек, еще более подчеркивают значение этой комплексной логистической активности.

Функция управления (обработки) заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуги потребителю, а также инициирует работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Хотя затраты на эту комплексную логистическую активность не столь велики, как на транспортировку или управление запасами, однако значение ее в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

Управление производственными процедурами или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую активность в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции управлении потоками MP и НП в технологических процессах производства ГП. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровней запасов MP и НП в производстве, прогнозирования потребности в MP, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи опера­ционного менеджмента решаются, например, упоминавшимися выше микрологистическими внутрипроизводственными системами MRP, ОРТ, KANBAN и другими.

К одной из ключевых логистических активностей относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи ГП потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнями цен конкурентов и прогнозами спроса.