Система государственного регулирования вэд в России
Государственное вмешательство в экономику: специфика управления внешнеэкономической деятельностью в условиях плановой (монопольной) (СССР) и рыночной (конкурентной) экономик (РФ).
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики П. Кругман, М. Обстфельд. "Международная экономика - теория и политика". Учебник для вузов. Перевод с английского под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. - М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно Прокушев Е.Ф. "Внешнеэкономическая деятельность". Учебно-практическое пособие. Москва, 1999 г..
Экономика бывшего СССР носила закрытый характер и строилась на основе монополии внешней торговли, административном управлении, абсолютном господстве государственной собственности и практически полном отсутствии конкуренции. Управление внешней торговлей в СССР также осуществлялось на принципе монополии, введенном декретом Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 г., согласно которому государство:
- в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;
- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять операции по внешнеэкономическим связям;
- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;
- непосредственно регулировало ввоз. вывоз и операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий и контрактов.
Государственное управление, основанное на принципе монополии, осуществлялось административными методами. При таком управлении производитель не был заинтересован в экспортной деятельности; стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным; не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей; при оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат; были слабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за поставки продукции для зарубежного потребителя; прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали; не было четкой концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой сферы деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государственным интересам.
В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и внешнеэкономическую деятельность, в частности, меняется: оно принимает форму регулирования, т.е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием, главным образом, экономических методов. Наряду с термином "регулирование" в документах ГАТТ и ряде стран используется термин "регламентация".
В исследованиях экономистов западных стран большое значение придается разработке практических рекомендаций по усилению роли государства в повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке. В этом отношении представляет интерес книга американского ученого М. Портера, который отводит государству важную роль в создании условий для усиления конкурентных преимуществ нации в мировом хозяйстве.
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики "Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики". Учебное пособие, В.А. Язев и др., М. - 96.. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.
Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области ВЭД.
Внешнеэкономические связи и международная торговля.
Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.
Международная торговля представляет собой систему различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных государств, таким образом торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок) Международные экономические отношения. Учебник под ред. В.Е. Рыбалкина М., 1998 г.. Следовательно важность этих сделок во ВЭД подчеркивается тем, что они в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары, услуги в таких сделках как правило "пересекают" границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа как правило используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства "Валютный контроля внешнеторговой деятельности" юридический справочник. А.Н. Козырин. Изд. "Новый юрист" Москва, 1998 г..
Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.
Поэтому осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использование конкретных методов их проведения.
Внешнеэкономическими связи - комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность "Финансовое право" Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова, Изд. "Новый юрист", Москва, 1998 г.. Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:
1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
3. Организация международного денежного обращения.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. //Финансы и статистика, - Москва, 1998 - N 5..
Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.
- История логистики
- Понятие и определение логистики
- Структура логистики как технико-экономической системы
- Классификация логистики по видам предпринимательства
- Система логистики промышленного предприятия
- Понятие и параметры грузопотока
- Характеристика логистической цепи
- Типы складов и грузовых терминалов в логистических цепях
- 1. Материальные склады.
- 2. Производственные склады.
- 3. Склады готовой продукции.
- Назначение складов в логистической цепи
- Определение логистики; ключевое понятие, входящее в определения; правила логистики «Система 6r».
- Этапы развития логистики и основные факторы, способствовавшие этому развитию.
- Место логистики в современной экономике.
- Основные задачи логистики.
- Функции и активности логистики.
- Основные логистические активности и их роль в снижении издержек.
- Особенности видов транспорта.
- Материальный поток и его параметры.
- Конкурентные преимущества транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга.
- Предпосылки и факторы развития логистики
- I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя повлияло на развитие логистики
- II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции
- III. Энергетический кризис 70-х годов XX века
- IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств
- V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики
- VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
- VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах
- Место логистики в системе хозяйства на разных уровнях
- Определение и классификация понятий логистики
- Потоки в логистике (классификация, функции и показатели)
- Интермодальность, интермодальные перевозки и маршруты
- Проблемы транспортной логистики
- Транспортно-логистические терминалы и комплексы
- Транспортно-логистический центр и логист-оператор
- Транспортный бизнес в логистическом ключе
- Место и роль грузовых операций в системе перевозки грузов
- Технологическая схема доставки груза и ее анализ
- Классификация и основные характеристики грузов
- Машины и устройства, применяемые для выполнения грузовых операций
- Определение «груз». Транспортная классификация грузов.
- Перевозка грузов в транспортных пакетах.
- Транспортные характеристики грузов.
- Физико-химические свойства грузов.
- Свойства грузов, связанные с изменением температур. Профилактические меры смерзаемости, способы восстановления сыпучести смерзшихся грузов.
- Объемно-массовые характеристики грузов.
- Характеристики опасности грузов.
- Понятия «тара» и «упаковка».
- Виды транспортной тары.
- Зоны и степени негабаритности грузов.
- Силы, действующие на груз при перевозке.
- Классификация средств крепления.
- Элементы крепления грузов.
- Природа и химический состав скоропортящихся продуктов
- Процессы, происходящие со скоропортящимися грузами
- Микробиальные процессы
- Ферментные процессы
- Виды и причины порчи
- Способы консервации скоропортящегося груза
- Непрерывная холодильная цепь
- Структура непрерывной холодильной цепи
- Виды холодильных складов
- Система государственного регулирования вэд в России
- Россия и вто
- История вступления России в вто
- Плюсы и минусы от вступления в вто для экономики России
- Законодательство, регламентирующее вэд в России