logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Карьерные перевозки_АПб_13

2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт имеет широкое распространение на карьерах благодаря автономности, мобильности, высокой эффективности работы в сложных топографических, геологических и суровых климатических усло­виях.

Наиболее эффективная область применения автомобильного транспорта – карьеры малой и средней производительности, глубокие горизонты крупных карьеров в комбинации с железнодорожным транспортом или подъемниками. Применение автомобильного транспорта на карьерах относится к периоду его возникновения и развития.

Принцип работы автомобильного транспорта на карьерах заключается в перемещении горной массы из забоев к пунктам приема горной массы по автодороге и ее разгрузке. Автомобильный карьерный транспорт характеризуется грузооборотом, т.е. количеством груза в тоннах, перевозимого в единицу времени.

Технология работы автомобильного транспорта на карьере заключается в перевозке из карьера вскрыши, некондиционных руд на отвалы, полезного ископаемого – на склад или к бункерам обогатительной фабрики по карьер­ным автодорогам, объединенным во вскрышные грузопотоки и грузопотоки полезного ископаемого.

При широкой рабочей площадке или заходке авто­самосвал подается под погрузку к экскаватору, совершая петлевой разворот; в стесненных условиях, при ограниченной рабочей площадке и узкой заходке и несовпадении направления движения порожнего самосвала и экскаваторной заходки автосамосвал выполняет петлевой или тупиковый разворот внутри заходки; а при совпадении направления движения порожнего самосвала и экскаваторной заходки автосамосвал подается под погрузку зад­ним ходом после тупикового разворота внутри заходки.

Во всех случаях подача самосвала должна быть такой, чтобы при погрузке ковш экскаватора не проходил над кабиной водителя, а угол поворота экскаватора от забоя был минимальный.

При бульдозерном отвалообразовании с автомобильным транспортом процесс отвалообразования включает в себя разгрузку автосамосвалов на верхней площадке отвального уступа, перемещение пород бульдозерами под откос уступа, планировку поверхности отвала и ремонт автодорог.

Вследствие высокой стоимости карьерных автосамосвалов их простои, как и простои выемочно-погрузочной техники, должны быть минимальными. Для их уменьшения на карьерах используют два вида организации работ автотранспорта: с закреплением определенного количества самосвалов за экс­каватором в течение смены (замкнутый цикл) и без закрепления, с подачей машины под погрузку каждый раз по команде диспетчера (открытый цикл).

Организация работы автотранспорта при закреплении за экскаваторами наиболее простая и обеспечивает большую производительность, но ее приме­нение возможно при надежной работе выемочно-погрузочной, отвалообра­зующей техники для перевозки вскрышных пород и однородного по составу полезного ископаемого.

Управление без закрепления маршрутов автосамосва­лов осуществляется с помощью автоматизированной системы управления, включающей средства подачи информации о состоянии экскаваторов, каждого автосамосвала, средства передачи команд водителям и ЭВМ. Они применяются в карьерах, где требуется усреднение полезного ископаемого, посту­пающего на обогатительную фабрику из разных забоев.

В настоящее время создано несколько таких систем. Принцип их работы заключается в том, что у диспетчера накапливается информация о состоянии погрузки самосвалов в каждом забое, количестве отгруженной руды определенного качества с начала смены и при подходе порожнего самосвала к контрольному пункту у карьера. Высвечиванием номера экскаватора на пульте водитель получает направление движения. При подаче на разгрузку автосамосвал взвешивается, при этом автоматически считывается его условный номер и передается в запоминающее устройство ЭВМ вместе с весом и качеством доставленного полезного ископаемого.

Эффективность работы автотранспорта на карьере зависит от состояния автодорог. Для обслуживания дорог на карьерах, ремонта и строительства новых предусматривается специальная дорожная служба.

Обслуживание до­рог включает постоянное их патрулирование для удаления с их поверхности осыпавшихся с кузовов кусков породы быстроходными бульдозерами на пневмоходу, периодическую подсыпку щебнем и уплотнение ее виброкатком для сохранения профиля дороги, зачистку поверхности забоев от просыпи бульдозерами, очистку водоводных канав постоянных дорог, планировку вре­менных дорог в карьере и на отвалах грейдерами, полив дорог растворами для подавления пыли в летнее время специальными поливальными машинами, посыпание песком поверхности дороги во время гололеда песко­разбрасывателями.

Строительство новых дорог по мере развития карьера планируется вместе с горными работами. Сооружение основания дороги выполняется эксплуата­ционной горной техникой. Профилировка поверхности дороги, сооружение водоводных канав на стационарных участках трассы, покрытие выполняются автодорожной службой. Для обеспечения щебнем, песком и бетоном предус­матриваются дробильно-сортировочный и растворный узлы. В качестве щебня может использоваться порода вскрыши или добываемые на специальных карьерах прочные породы. На некоторых карьерах с вечномерзлыми полускальными породами для нормальной эксплуатации мощных автосамосвалов в летнее время для предохранения оттаивания мерзлоты и уменьшения на нее динамической нагрузки необходимо покрытие дорог мощным слоем щебня.

Обслуживание автопарков осуществляется в специальных помещениях автохозяйства на промплощадке. Оно предусматривает контроль систем авто­самосвалов и текущий ремонт на линии, профилактику, плановый и капиталь­ный ремонт узлов в специализированных мастерских.

К числу основных достоинств автомобильного транспорта, обуславливающих эффективность применения его в качестве основного карьерного транспорта, можно отнести:

● высокая маневренность и мобильность благодаря малым радиусам поворота и достаточно высоким скоростям передвижения;

● способность преодолевать достаточно крутые уклоны (до 8 – 10%);

● относительно небольшие собственные размеры автомобиля;

● отсутствие специальных путей;

● возможность обеспечения большей гибкости и оперативности управления.

Эти качества автомобильного транспорта позволяют легко переносить места погрузки в карьере, регулировать транспортные потоки, применять экскаваторы на более коротком фронте работ (чем при железнодорожном транспорте). Производительность экскаваторов может быть повышена на 20 – 25% по сравнению с железнодорожным транспортом за счет сокращения простоев их в ожидании подачи транспорта, а также времени на маневры и продолжительность цикла экскаватора.

Большие преодолеваемые уклоны и меньшие радиусы поворотов позволяют сократить объем работ по обустройству коммуникаций, устраивать меньшие радиусы закруглений трасс, что приводит к сокращению длины транспортных коммуникаций по сравнению с железнодорожным транспортом в 1,5 – 2,0 раза.

Ненужность специальных путей приводит к меньшим в 2,5 – 3,5 раза трудоемкости и затратам на строительство автодорог по сравнению с устройством железнодорожных путей, особенно на мягких глинистых и песчаных почвах, и в 1,2 – 1,5 раза – на естественном скальном основании.

Полностью отсутствует трудоемкий процесс переноса путей. Меньшими являются затраты труда на транспортный процесс в целом, благодаря сокращению количества вспомогательного, обслуживающего, ремонтного персонала и путевых рабочих.

За счет большей маневренности обеспечивается такая разгрузка на отвалах, которая позволяет уменьшить в 4 – 5 раз трудоемкость отвалообразования по сравнению с железнодорожным транспортом, т.к. в этом случае могут применяться бульдозеры вместо экскаваторов или плугов.

Возможность обеспечения большей гибкости и оперативности управления погрузочно-транспортным комплексом возможна потому, что самосвалы действуют независимо друг от друга, и каждый из них в любое время при необходимости может быть направлен к любому из экскаваторов. Кроме того, выход одного автосамосвала из строя вследствие поломки не отражается на производительности труда, так как не вызывает остановки в работе транспорта и может быть легко восполним.

Однако наряду с достоинствами автомобильный транспорт имеет и ряд недостатков, главными из которых являются следующие.

● небольшие экономически выгодные расстояния транспортировки (2 – 3 км, реже до 5 км);

● большая зависимость от климатических условий (сложность эксплуатации при низких температурах, снегопадах, туманах, гололедицы);

● повышенный расход автомобильных шин вследствие их сильного износа при работе на скальных породах (стоимость автошин составляет 20 – 22% стоимости перевозок);

● значительная загазованность, создаваемая автомобилями, особенно в глубоких карьерах, вызывает необходимость искусственного их проветривания, в противном случае вызывает в периоды безветрия, туманов, пасмурной погоды длительные простои;

● карьерные автосамосвалы представляют собой достаточно громоздкие и сложные машины, для обслуживания которых требуется сравнительно большой штат высококвалифицированного обслуживающего и ремонтного персонала;

● большая стоимость содержания и ремонта карьерных автосамосвалов, достигающая 30 – 33% стоимости перевозок. Следствием этого является необходимость иметь крупные, хорошо оснащенные автобазы с ремонтными и профилактическими цехами;

● зависимость работы автомобильного транспорта от своевременности и полноты поставок запасных частей, горюче-смазочных материалов;

● меньшее количество перевозимой горной массы каждым отдельно взятым агрегатом, что повышает себестоимость перевозок;

● более высокие амортизационные отчисления, обусловленные сравнительно коротким сроком службы (обычно 4 – 5 лет).

Средствами автомобильного транспорта являются автомобильные дороги и подвижной состав.