logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Карьерные перевозки_АПб_13

2.2. Карьерные автомобильные дороги

Автомобильные дороги в карьере разделяются на капитальные и времен­ные. Капитальные дорога сооружаются на стационарных участках трассы на поверхности карьера, в траншеях и транспортных бермах. Временными являются забойные дороги в забоях, на рабочей площадке, на скользящих съездах и на отвалах.

В зависимости от грузоподъемности и интенсивности движения капитальные дороги делятся на три категории, каждая из которых имеет свои требования к покрытию дорог и их пара­метрам.

Капитальная автодорога состоит из основания с водоотводными канавами, насыпями, путепроводами, мостами, дорожного полотна, включающего проезжую часть с обочинами.

Параметрами дорог являются: ширина проезжей части, радиус закруглений, уклон в продольном направлении и в поперечном на виражах, наименьшее расстояние видимости поверхности дороги и автомобилей.

Проезжая часть полустационарных и стационарных дорог имеет дорож­ную одежду из нескольких конструктивных слоев.

Верхний слой дорожной одежды (покрытие) состоит из слоя износа, пе­риодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, опре­деляющего эксплуатационные свойства покрытия.

Несущая часть дорожной одежды (основание) обеспечивает совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

Нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняет наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего и других слоев.

Слои одежды располагают по принципу снижения их прочности в соот­ветствии с уменьшением напряжений по глубине.

Различают дорожные покрытия усовершенствованные (капитальные и об­легченные), переходные и низшие. К усовершенствованным капитальным по­крытиям относятся цементобетонные (монолитные и сборные) и асфальтобе­тонные, укладываемые в горячем состоянии, из прочных щебеночных мате­риалов, обработанных вязкими битумами.

К усовершенствованным облегченным относятся покрытия из щебеночных и гравийных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного вяжу­щими битумами.

К переходным покрытиям относят щебеночные из каменных материалов и шлака, грунтощебеночные и гравийные, из грунта и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими вяжущими органическими веществами. Покрытия переходного типа являются основаниями для усовер­шенствованных покрытий. Низшие покрытия – это грунтовые, укрепленные различными местными материалами.

Материалами для основания служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт, обработанный вяжущими, а для дополнительного слоя – крупнозернистый песок, гравелистые грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.

На временных забойных и отвальных дорогах устраивается обычно однослойная дорожная одежда из выровненной горной массы с подсыпкой щебе­ночного или гравийного материала. Для временных съездов соединительных и хозяйственных дорог устраивается однослойное покрытие из гравия или взорванной скальной вскрыши слоем в несколько десятков сантиметров, ко­торая разравнивается бульдозерами и автогрейдерами и укатывается движу­щимися автомобилями.

Из капитальных покрытий распространение нашли железобетонные и цементообразные покрытия, которые обладают высокой износостойкостью и удовлетворительными характеристиками по сцеплению.

Нижний слой таких дорог выполняют из песка, ракушечника, щебня, металлургического шлака, песчано-гравийной массы, а также из породы, обработанной битумом или цементом. Толщина подстилающего слоя должна быть не менее 15 см.

Получили распространение на карьерах одно- и двухслойные покры­тия из каменных материалов: щебеночные, грунтощебеночные и гравий­ные. В двухслойной одежде верхний слой устанавливается из дробленого щебня, гравия высокого качества, отходов обогащения. Толщина таких одежд при эксплуатации автомобилей грузоподъемностью 110 – 180 т превышает 1 м.

Щебеночные и гравийные одежды удовлетворительно работают при ук­ладке сверху покрытий из щебня и гравия, обработанных черными вяжущими, предохраняющими дорожную одежду от разрушения и предотвращающими образование пыли.

Проезжая часть автомобильных дорог на транспортных бермах борта карьера ограждается у призмы обрушения предохранительными сооружения­ми в виде ориентирующего или удерживающего породного вала или откло­няющего анкерного железобетонного сооружения.

Со стороны откоса борта карьера предусматривается площадка для сбора осыпей, водоотводная канава.

Временные дороги не имеют нижнего строения и мощного покрытия, как капитальные. Временные дороги в карьере и на отвалах прокладываются бульдозерами с подсыпкой щебня на рыхлых породах со слабой несущей способностью.

Схема движения на дорогах в карьере строится с учетом правостороннего примыкания к главной трассе грузопотока от рабочих горизонтов отвала без пересечений и возможного обеспечения поточности движения.