logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Карьерные перевозки_АПб_13

6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах

Каждому из рассмотренных видов транспорта свойственны преимущества и недостатки, определяющие наиболее рациональную область его применения. Вместе с тем большое различие в горнотехнических условиях разработки многих месторождений приводит к тому, что становятся целесообразными различные комбинации отдельных видов транспорта. Особенно ощутима эта не­обходимость при разработке глубоких месторождений или при большой дальности откатки, когда использование какого-либо одного вида карьерного транспорта не обеспечивает наибольшую эко­номичность разработки месторождения.

Схемы комбинированного транспорта состоят обычно из трех звеньев: транспорт в преде­лах карьера, подъем на поверхность и транспорт на поверхности до пунктов разгрузки. Транспорт первого звена (внутрикарьерный) непосредственно обслуживает добычные забои. Он должен обладать большой маневренностью для обеспечения высокой производительности добычных машин, полноты выемки и требуемого качества полезного ископаемого. Транспорт второго звена должен обеспечить перемещение по кратчайшим наклонным участкам пути. Транспорт третьего звена (на поверхности) характеризуется транспортированием горной массы на большое расстояние по относительно горизон­тальным участкам пути.

Возможны схемы применения различных видов транспорта на каждом из звеньев. Вместе с тем получают применение схемы, где один вид транспорта используется в пределах карьера, а другой – для транспортирования горной массы на подъем и на поверхности.

Преимуществом схем комбинированного транспорта является возможность использования различных видов транспорта только на тех участках, где они наиболее эффективны, а их недос­татком – необходимость эксплуатации различных транспортных средств, а также неизбежность и пунктов перегрузки, усложняющих технологический процесс и организацию работ.

Основное распространение получили следующие виды комбинированного транспорта: ав­томобильного с железнодорожным, автомобильного с конвейерным и автомобильного со скиповым подъемом. Во всех этих случаях в пределах карьера используется автомобильный транспорт. В качестве средств подъема горной массы применяются конвейерные или скиповые (клетевые) подъемники.

На поверхности для транспортирования к пунктам разгрузки применяются средства желез­нодорожного, автомобильного или конвейерного транспорта.