4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
В настоящее время конвейерный транспорт имеет на карьерах значительно меньшее применение по сравнению как с железнодорожным, так и с автомобильным транспортом, но при этом число новых и проектируемых конвейерных линий непрерывно возрастает.
Конвейерный транспорт отличают непрерывность действия; возможность достижения высокой, практически неограниченной производительности, независящей от длины установки; высокая степень автоматизации, незначительный штат обслуживающего персонала; большой угол наклона установки (до 18 – 20°, при специальных конструкциях – до 35 – 40°). Практика показала, что конвейерный транспорт более безопасен, чем железнодорожный и автомобильный.
Вместе с тем конвейерному транспорту присущи некоторые особенности, ограничивающие область его применения. В большой степени эти ограничения вызваны свойствами перемещаемых горных пород. При транспортировании скальных крупнокусковых (более 300 – 400 мм) и абразивных грузов на типовых ленточных конвейерах сокращаются сроки службы ленты и поддерживающих роликов, подвергающихся износу и ударным нагрузкам (при кусках, превышающих 800 мм, транспортирование вообще невозможно; эксплуатационные трудности возникают также при перемещении влажных, налипающих пород (глины, мела и т.д.)). В суровых климатических условиях необходимы специальные меры для обеспечения работы конвейерных установок. В противном случае надежна лишь их сезонная работа.
На карьерах для транспортирования мягких, дробленых, скальных и полускальных горных пород получили распространение ленточные конвейеры. Принцип их работы заключается в перемещении горной породы на конвейерной ленте, которая приводится в движение тяговым устройством. Лента при своем движении опирается на роликовые опоры, которые, в свою очередь, закреплены на раме конвейера. Для транспортирования мягких горных пород применяются конвейеры с жесткими неподвижными роликоопорами, для скальных и полускальных пород – роликоопоры на гибких подвесках или опирающиеся на специальные тележки.
Для уменьшения нагрузки на конвейерную ленту применяют дополнительные тяговые органы в виде канатов (канатно-ленточный конвейер), цепей и тележек (колесно-ленточный конвейер). В этом случае лента служит только как емкость для размещения горной массы.
Конвейер состоит из отдельных секций (ставов) с приводом и натяжным устройством. Длина конвейерного става зависит от прочности ленты и конструктивных особенностей конвейера. Перегрузка горной массы с одного става на другой предусматривается через консоль одного става в бункер другого.
Кроме того, ленточные конвейеры оборудуют вспомогательными приспособлениями, к которым относятся очистные и загрузочные устройства. Все конвейеры имеют аппаратуру управления приводом, а наклонные снабжены устройствами, улавливающими ленту при обрыве (ловителями).
По назначению и месторасположению в карьере конвейерный транспорт разделяется на забойный, сборочный, подъемный, магистральный и отвальный.
Забойные конвейеры располагают на рабочей площадке уступа. Они предназначены для транспортирования горной массы от экскаватора до сборочного конвейера. Вследствие того, что фронт работ в карьере постепенно подвигается, конструкции забойных секций конвейеров предусматривают параллельное их перемещение с помощью специальной техники (турндозеров) или самостоятельно с помощью гусеничного или шагающего хода.
Сборочные (передаточные) конвейеры располагают в торцевых частях карьера. Они предназначены для транспортирования горной породы от одного или нескольких забойных конвейеров к подъемнику. Сборочные конвейеры перемещают, как правило, вслед за забойными конвейерами параллельно их оси, поэтому их передвижка предусматривается или по рельсовому пути, или на гусеничном ходу.
Подъемные конвейеры располагают в нерабочей или временно нерабочей зоне карьера (в траншеях или подземных наклонных выработках). Они предназначены для доставки горной массы из рабочей зоны карьера на поверхность. Подъемный конвейер принимает горную массу от сборочного конвейера при обычной конструкции под углом до 18°, а при специальной – до 50° и транспортирует ее по борту карьера на поверхность. Подъемный конвейер имеет более мощный привод. Эффективность и безопасность транспортирования скальной горной массы под углом более 14° и мягких горных пород под углом более 18° обеспечиваются рифлением поверхности ленты, использованием прижимной ленты или цепной сетки, которые препятствуют скатыванию породы при движении ее под наклоном.
Магистральные конвейеры располагают на поверхности карьера, они предназначены для транспортирования пород вскрыши к отвалам, а полезного ископаемого – на обогатительную фабрику или к складам и имеют стационарную конструкцию.
Отвальные конвейеры располагают на отвалах. По характеру своей работы они аналогичны забойным конвейерам, т.е. они должны перемещаться вслед за отвальным фронтом. Конструкции конвейеров предусматривают работу их в комплексе, куда входят перегружатели и отвалообразователи.
Перегружатель выполняет функцию передаточного органа от экскаватора до забойного конвейера или от забойного конвейера к сборочному с одного горизонта на другой, поэтому он конструктивно выполнен как самоходное устройство на гусеничном или шагающем ходу с приемным устройством и консольным расположением перегрузочного конвейера, который может принимать любой угол наклона до 18°. В горизонтальной плоскости приемное устройство и перегрузочная консоль могут разворачиваться на 60°.
В конвейерный комплекс для транспортирования крепких горных пород от забоя входит самоходный приемный бункер с грохотильной или дробильной установкой для приема горной массы от выемочно-погрузочной машины в забое и подготовки ее к транспортированию ленточными конвейерами простым отсевом негабаритных кусков или дополнительным ее дроблением до кондиционного состава по крупности.
Технологические схемы конвейерного транспорта зависят от горно-геологических условий.
При разработке горизонтальных пластообразных месторождений с мягкими покрывающими породами при параллельном подвигании фронта работ с внутренним отвалообразованием вскрыша от экскаваторов забойными конвейерами подается на сборочный конвейер, который транспортирует ее непосредственно до отвальных конвейеров. Укладка породы во внутренний отвал производится отвалообразователем.
Для уменьшения передвижений забойных конвейеров используют перегружатели между экскаваторами и забойными конвейерами. В этом случае при одном положении забойного конвейера экскаватор может отработать несколько заходок без остановки для передвижения забойного конвейера.
При разработке подобных месторождений с внешним отвалообразованием порода со сборочного конвейера подается на конвейерный подъемник, расположенный во внутренней или внешней траншее, а далее магистральным конвейером доставляется до отвала.
Схема конвейерного транспорта полезного ископаемого аналогична схеме транспорта с внешним отвалообразованием. Конвейерный подъемник полезного ископаемого может располагаться вместе с породным или в специальной траншее. Магистральным конвейером полезное ископаемое доставляется на обогатительную фабрику, к бункерам погрузочных станций железной дороги пли непосредственно потребителю.
При разработке некрепких рыхлых пород экскаваторами цикличного действия необходимо иметь промежуточное звено между экскаватором и конвейером для создания непрерывного потока горной массы. Таким звеном служит установка, состоящая из бункера, загружаемого ковшом экскаватора и сглаживающего неравномерность его работы, и питателя, создающего непрерывный поток груза перед подачей на конвейер. В такие схемы иногда включают грохот для отбора возможного негабарита. Бункер-питатель перемещается по мере передвижения экскаватора.
При погрузке на конвейер скальных и полускальных пород и руд экскаваторами цикличного действия, в ковшах которых могут находиться крупные куски горной массы, требующие дробления перед подачей на конвейер, в схему «бункер-питатель» входит дробилка. Полученный агрегат называют самоходным или передвижным (в зависимости от способа перемещения) дробильным агрегатом.
Перемещение забойных и отвальных конвейерных линий осуществляется турнодозером. Он представляет собой бульдозер, оборудованный роликовым механизмом, который зажимает закрепленный на шпалах под конвейерным ставом рельс и перемещает его во время продольного хода бульдозера на 0,5 – 2,0 м. Передвижение конвейерной линии осуществляется без разборки, но при снятии натяжения ленты. Турнодозером осуществляется также предварительное планирование поверхности трассы перед передвижкой конвейера и всех питающих электрокоммуникаций.
Управление конвейерной линией и контроль за ней автоматически осуществляется с пульта оператора. Автоматизацией предусмотрено центрирование хода ленты, налипание породы на ленту, состояние перегрузочных бункеров, отключение в случае аварийной ситуации конвейерной линии, последовательный пуск (в обратном направлении движению горной массы) конвейерных ставов.
Автоматизация управления конвейерными линиями обеспечивает высокую производительность труда и повышение надежности работы всех элементов.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература