5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
Для эффективного применения гидромеханизации необходимо иметь основное и вспомогательное оборудование, которое позволяет полностью использовать преимущества поточной технологии.
В гидромеханизации используется оборудование различных конструкций и назначения: гидромониторы, насосы, грунтовые насосы (землесосы) и др. К числу ответственных сооружений в комплексе оборудования гидромеханизации относятся трубопроводы. Часто в гидромеханизации используются: экскаваторы и бульдозеры для разрыхления пород, бульдозеры, трубоукладчики и краны для передвижки оборудования, переукладки трубопроводов. Оборудование для рыхления и механизации вспомогательных работ относится к вспомогательному. В некоторых технологических процессах гидромеханизация применяется в сочетании с другими средствами механизации, например гидротранспорт пород от экскаваторов или хвостов с обогатительных фабрик.
Гидромонитор (водомет) – устройство для создания и управления полетом мощных водяных струй, используемых для разрушения и смыва горных пород. На карьерах преимущественно распространены гидромониторы несамоходные, высокого давления с ручным или дистанционным управлением. Гидромониторы с дистанционным управлением часто могут выполнять отдельные операции в автоматическом режиме.
Основными частями гидромонитора являются нижнее и верхнее колена, ствол, насадка, шарниры поворота ствола в вертикальной и горизонтальной плоскостях и система управления. У гидромониторов с ручным управлением для этой цели используются рычаг и скоба на стволе. У гидромониторов с дистанционным управлением поворот ствола в горизонтальной и вертикальных плоскостях выполняется гидроцилиндрами. Подача команд к гидроцилиндрам осуществляется с пульта.
Гидромонитор устанавливается на санях или опорном брусе. С целью увеличения опорной площади может использоваться пэн (специальный опорный лист – поддон, имеющий загнутые вверх края). К водоводу гидромониторы крепятся с помощью фланцевого соединения.
Насосы предназначены для перекачивания жидкостей и могут иметь различное конструктивное исполнение. В практике гидромеханизации преимущественно используются центробежные насосы для чистой воды и пульпы (гидросмесей). В отдельных случаях применяются водоструйные насосы (эжекторы и гидроэлеваторы) и насосы специальных конструкций (например, вакуумные).
Центробежный насос состоит из рабочего колеса с лопатками криволинейной формы, вала рабочего колеса, корпуса, нагнетательного патрубка, к которому присоединяется напорный трубопровод. С всасывающей стороны к насосу присоединяется всасывающий трубопровод.
Принцип работы центробежного насоса состоит в следующем. При перекрытом напорном трубопроводе корпус насоса и всасывающий трубопровод заполняются водой, включается двигатель, и вследствие вращения рабочего колеса развивается центробежная сила, которая перемещает частицы воды по лопаткам от центра к периферии и далее в улиткообразный корпус.
Наибольшее распространение получили одноступенчатые одноколесные пульпонасосы. Однако для создания больших напоров изготовляют двухступенчатые пульпонасосы, при этом два отдельных корпуса соединяют обводным патрубком, а на общем валу устанавливают два колеса, лопатки которых расположены так, что осевые реакции от колес уравновешиваются и подшипники освобождаются от осевых нагрузок. В зависимости от вида транспортируемого груза пульпонасосы называют углесосами, землесосами, шламовыми насосами, рудососами, грунтовыми насосами и т.д.
Пульпонасосы центробежного типа отличаются от обычных центробежных насосов малым числом лопаток в рабочем колесе и большой площадью поперечного сечения проходных каналов для пропуска кусков транспортируемого груза. Кроме того, в корпусе пульпонасоса предусмотрены съемные бронедиски, предохраняющие корпус от быстрого износа; люк с крышкой, через который можно осмотреть рабочее колесо и в случае необходимости освободить его от застрявшего груза; подача воды к корпусам подшипников для их охлаждения, а также специальное устройство, компенсирующее осевое усилие на подшипники, появляющееся при работе пульпонасоса.
Для гидротранспортных установок с искусственным напором используют трубопроводы, собираемые из стальных цельнотянутых или сварных труб длиной 2 – 6 м и диаметром 150 – 600 мм. Трубы соединяют между собой фланцевыми соединениями либо специальными безболтовыми быстроразъемными соединителями, состоящими из двух обойм, прокладки, разъемного хомута и клина. При транспортировании абразивных пород и руд с применением гидротранспорта используют трубы, внутренняя поверхность которых упрочнена посредством термообработки или армировки литым базальтом, либо листовой резиной.
Для перекрытия трубопровода используют задвижки или вентили, необходимые при пуске гидротранспортной установки, остановке и регулировании ее производительности. Наибольшее распространение получили клиновые задвижки с ручным механическим или электромеханическим приводом. При больших диаметрах трубопроводов используют задвижки с электромеханическим приводом. Такие задвижки необходимы также при дистанционном и автоматическом управлении гидротранспортными установками. Привод осуществляется от электродвигателя через червячный редуктор, который вращает шестерню с гайкой, перемещающей винт, связанный с клапаном задвижки.
Для предохранения пульпонасосов и насосов от гидроударов при внезапной их остановке (например, при аварийном отключении электроэнергии) на трубопроводах устанавливают обратные клапаны.
В процессе работы гидротранспортных установок через неплотности в сальниках, в прокладках и других соединительных элементах внутрь трубопровода просачивается воздух, скапливающийся в некоторых местах трубопровода и образующий воздушные пробки, которые могут привести к нарушению нормального режима работы гидротранспортной установки, а иногда и к более серьезным последствиям из-за возникновения гидроудара. Поэтому в местах предполагаемого скопления воздуха устанавливают небольшие емкости с кранами, через которые периодически выпускают воздух. Такие устройства называют вантузами.
В процессе эксплуатации трубопровод в течение года находится под воздействием различных температур, поэтому в нем возникают деформации по длине и он может прорваться, главным образом, в местах соединения отдельных труб. Для компенсации температурных удлинений трубопровода устраивают так называемые компенсаторы температурных деформаций. Наибольшее распространение получили компенсаторы в виде петель, компенсирующие изменение длины трубопровода за счет деформации изгиба петли, и сальниковые, допускающие относительное перемещение соединяемых отрезков труб без нарушения герметичности.
Кроме указанного оборудования, для контроля за работой гидротранспортных установок используют различные приборы. На всасывающем трубопроводе устанавливают вакуумметр, а на нагнетательном – манометр. Поступление пульпы в пульпонасос контролируется датчиком скорости движения пульпы. Для контроля плотности пульпы используют консистометры, устанавливаемые на нагнетательном трубопроводе.
Управление гидротранспортом и контроль за ним осуществляются автоматически. Оно предусматривает запуск насосов воды и землесосов и их аварийную остановку, контроль напора в трубопроводах, консистенции пульпы и расхода воды.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература