logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Карьерные перевозки_АПб_13

1.4. Особенности организации карьерных перевозок

С помощью средств карьерного транспорта горная масса от экскаваторных забоев переме­щается до пунктов разгрузки. Разгрузочными пунктами являются: для вскрышных пород – отва­лы, для полезного ископаемого – устройства для перегрузки с одного вида транспорта на другой, постоянные или временные склады, приемные бункера дробильных, сортировочных, обогатитель­ных, агломерационных или брикетных фабрик.

Карьерный транспорт имеет ряд следующих особенностей, отличающих его от транспорта общего пользования.

  1. Пункты погрузки и разгрузки постоянно изменяют свое положение, следуя за фронтом горных работ, что требует периодического перемещения транспортных коммуникаций и оборудо­вания (автодорог, железнодорожных путей, конвейеров).

  2. Цикл карьерных транспортных средств циклического действия (железнодорожный, авто­мобильный и др.) состоит из операций погрузки, движения с грузом, разгрузки и обратного дви­жения порожняком по той же трассе.

  3. Транспортирование из карьера происходит, как правило, на большом уклоне при разра­ботке как глубинных, так и нагорных месторождений.

  4. Для производительного использования горного и транспортного оборудования (экска­ваторов и подвижного состава) необходимо взаимное согласование их параметров.

Основными требованиями, предъявляемыми к карьерному транспорту, являются: обеспе­чение заданного грузооборота; бесперебойность работы (точное соблюдение графика движения – для средств цикличного действия и непрерывность потока – для транспортных средств непрерыв­ного действия); возможно меньшая трудоемкость работ (благодаря применению механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов при транспортировании); безопасность движения и ведения работ.

Одно из основных положений при выборе схем транспортирования – разделение грузопо­токов вскрышных пород и полезного ископаемого, что целесообразно, например, в условиях большой и средней производственной мощности карьеров (если позволяют горно-геологические условия), так как обеспечивает ритмичную и бесперебойную работу всего предприятия.

Выбор вида и средств карьерного транспорта определяется рядом факторов и в первую очередь характеристикой транспортируемого груза, расстоянием перевозки, масштабами работ и темпами их развития. От масштабов работ (грузооборота) зависит мощность транспортных средств, а темпы ведения горных работ определяют требования к маневренности средств транс­порта. В условиях карьеров самостоятельно или в комбинациях используются железнодорожный, автомобильный, конвейерный, гидравлический, канатный и воздушный виды транспорта. Каждо­му из этих видов соответствуют определенное оборудование, коммуникации, схемы и организация работы.

Основное распространение на карьерах России и за рубежом получили автомобильный, железно­дорожный и конвейерный транспорт, которые применяются уже в течение дли­тельного времени и имеют свою эволюцию.

По прогнозу развития открытой добычи и в будущем эти виды транспорта останутся ос­новными (как при самостоятельном их использовании, так и в различных комбинациях).

Автомобильный транспорт применяется в сложных условиях залегания полезных ископае­мых или при быстром подвигании фронта работ. Основное преимущество автомобильного транс­порта – маневренность, поэтому он более других видов транспорта пригоден для разработки ме­сторождений с небольшими запасами при малом сроке эксплуатации карьера, особенно при ко­ротких расстояниях транспортирования.

Главным преимуществом автомобильного транспорта перед железнодорожным является его способность преодолевать в 2 – 3 раза большие подъемы и проходить кривые в 4 – 6 раз мень­шего радиуса.

Железнодорожный транспорт, ранее других применявшийся на карьерах, в настоя­щее время оснащен современной техникой. Совершенствуется система организации движения поездов. Применение системы СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и радиосвязи диспетчера с экскаваторными и локо­мотивными бригадами позволяет значительно улучшить организацию и безопасность работы.

Железнодорожный транспорт эффективно применяется во многих карьерах большой мощ­ности при значительных расстояниях откатки, хотя предъявляет наиболее строгие требования к плану и профилю пути, т. е. применение этого вида транспорта требует наибольших радиусов кри­вых и допускает наименьшие подъемы пути.

Конвейерный транспорт, способный транспортировать материал под углом 17 – 19°, широ­ко применяется на карьерах России и за рубежом. Однако применение конвейерного транспорта предъявляет наиболее жесткие требования к характеристике (кусковатости и абразивности) пере­мещаемого материала, в связи с чем основное распространение конвейеры получили при транс­портировании мягких, рыхлых горных пород. Благодаря созданию конвейерных лент высокой прочности в настоящее время расширяется область применения этого вида транспорта, в частно­сти для доставки тяжелых и абразивных материалов.

Нередко экономичным является применение комбинированного транспорта. В этом случае на определенных участках транспортирования проявляются преимущества каждого вида транс­порта.