logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Карьерные перевозки_АПб_13

6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным

Необходимость перехода к комбинированному транспорту возникает на многих действую­щих карьерах, где эксплуатируется железнодорожный транспорт.

При комбинации автотранспорта с железнодорожным средства автотранспорта использу­ются для перемещения горной массы в карьере с последующей перегрузкой ее в вагоны на пере­грузочном пункте, расположенном в карьере или на поверхности у борта карьера. Подобная схема целесообразна в основном в двух случаях:

  1. При больших расстояниях откатки на поверхности (более 5 – 7 км), когда применение только автотранспорта потребует большого парка подвижного состава и резко возрастет стои­мость перевозок. С применением железнодорожного транспорта на поверхности возможно ис­пользование большегрузных составов, сокращение локомотивного и вагонного парков и снижение себестоимости перевозок.

  2. При разработке глубоких горизонтов карьеров или при быстром уходе горных работ на глу­бину в период строительства. При разработке месторождений глубокими карьерами возможно обслуживание каждым видом транспорта определенной зоны – до глубины 150 – 180 м используется железнодорожный транспорт, а нижележащие горизонты обслуживаются авто­транспортом. На границе этих зон сооружаются пункты перегрузки, с применением которых отпа­дают трудности, возникающие при транспортировании железнодорожных съездов на большую глубину (особенно в стесненных условиях).

Внутрикарьерные пункты перегрузки выполняют в виде эстакад и складов. При использо­вании эстакад осуществляется непосредственная перегрузка горной массы из автосамосвалов в думпкары. На практике применяют эстакадные перегрузочные пункты, различающиеся по расположению автомобильных заездов, схеме движения автосамосвалов, числу перегрузочных железнодорожных путей и т.д. Наиболее распространены эстакады с лобовыми заездами. Используемые при этом автосамосвалы с задней разгрузкой осуществляют подъезды в любой точке, т.е. имеется возможность одновременной разгрузки нескольких самосвалов в железнодо­рожные вагоны.

Размеры перегрузочных эстакад назначаются из условия обеспечения удобной перегрузки горной массы и необходимой пропускной способности для ритмичной работы всего комплекса. Эстакадная перегрузка наиболее экономична при небольшой грузоподъемности автосамосвалов (27 – 42 т).

С увеличением грузоподъемности автосамосвалов непосредственная перегрузка горной массы затруднительна, и поэтому становится целесообразным применение временных складов с последующей отгрузкой горной массы в другой вид транспорта. Такие пункты пере­грузки позволяют, кроме того, проводить усреднение качества полезного ископаемого, поступающей из различных забоев.

Внутрикарьерное складирование вскрышных пород и полезного ископаемого и их погрузку со складов осуществляют од­ноковшовыми экскаваторами. Высота насыпи или уступа устанавливается в зависимости от параметров экс­каватора. Железнодорожный путь укладывают вдоль склада.

Применяют также комбинацию приведенных способов. Пункт перегрузки в этом случае оборудуют перегрузочным складом и эстакадой, обеспечивая этим большую гибкость в работе. Однако для сооружения комбинированного пункта перегрузки требуется значительная площадь.

Эффективность применения автомобильно-железнодорожного транспорта зависит во мно­гом от четкости взаимодействия каждого из звеньев транспортного комплекса. Наиболее жесткая зависимость между обоими видами транспорта возникает при перегрузке из автосамосвалов непо­средственно в думпкары. Перегрузочные склады обеспечивают меньшую взаимосвязь смежных транспортных звеньев, поскольку выполняют не только приемно-погрузочные функции, но и сглаживают неравномерность работы карьера.