logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Карьерные перевозки_АПб_13

3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта

Целью эксплуатационного расчета является определение рабочего и инвентарного парков локомотивов и вагонов.

Эксплуатационный расчет предусматривает:

  1. определение времени рейса и производительности одного локомотивосостава;

  2. расчет локомотивного и вагонного парков;

  3. определение пропускной и провозной способности карьерных железнодорожных перегонов.

После выполнения эксплуатационного расчета производится построение графика движения поездов.

Производительность железнодорожного транспорта зависит от емкости состава и скорости движения поезда. Вместимость состава, в свою очередь, зависит от сцепного веса локомотива и сложности трассы, выражающейся в сопротивлении движению, и состояния пути.

Техническая производительность локомотивосостава (т/ч):

Qt = G n Nр.ч., (3.1)

где G – грузоподъемность вагона, т; n – число вагонов в поезде; Nр.ч. – число рейсов в час.

Количество рейсов в час зависит от продолжительности рейса (ч):

tр = (tгр + tпор) + tп + tо + tр, (3.2)

где tгр – время движения груженого поезда, ч; tпор – время движения порожнего поезда, ч; tп – время погрузки локомотивосостава, ч; tо – продолжительность обмена поездов у экскаватора, ч; tр – время разгрузки поезда, ч.

Сменная эксплуатационная производительность локомотивосостава (т/смену) учитывает длительность смены Т и коэффициент использования сменного времени Kи:

Qсм = Qt Т Ки. (3.3)

По нормам технологического проектирования горнорудных предприятий с открытым способом разработки коэффициент использования железнодорожного транспорта в течение смены принимается Kи = 0,9.

Годовая эксплуатационная производительность локомотивосоставов (т/год) определяется исходя из сменной производительности и числа рабочих смен в год:

Qгод = Qсм n Nгод, (3.4)

где n – число смен в сутки; Nгод – число рабочих дней в году.

Необходимое для работы число локомотивосоставов:

Nс = kр (Nр / Nр), (3.5)

где kр – коэффициент резерва локомотивов; Nр – сменное число рейсов всех локомотивосоставов, рейсов/смену; Nр - сменное число рейсов одного локомотивосостава, рейсов/смену.

Сменное число рейсов всех локомотивосоставов (рейсов/смену):

Nр = kнр (W / G n), (3.6)

где kнр – коэффициент неравномерности работы железнодорожного транспорта в течении смены; W – сменный грузооборот карьера, т/смену.

Необходимое число вагонов:

Nв = (kр W) / (Nc G), (3.7)

где kр – коэффициент резерва вагонов.