Глава 2 Взаимоотношения города и транспорта
Динамичный рост и изменения, которые претерпевают города и агломерации, требуют дальнейшего развития и модификации их транспортных систем. В свою очередь, характер транспортных систем влияет на рост, характеристики и экологию городов и агломераций. Таким образом, существует непрерывное взаимодействие между городом и его транспортной системой (включая инфраструктуру и эксплуатационную деятельность различных видов транспорта).
Серьезные транспортные проблемы, с которыми сталкиваются многие города, в значительной степени являются результатом городской политики и городского планирования, построенных без учета долговременных связей между городом и его транспортной системой. Многие решения, принятые во времена формирования и проведения в жизнь этой недальновидной политики, фокусировались на строительстве и реконструкции инфраструктуры и объектов отдельных видов транспорта, проводимых без должного учета долгосрочных взаимовлияний транспортной системы и города в целом. И наконец, транспортная политика зачастую строится без учета потребности огромного разнообразия видов городской деятельности и специфических потребностей различных групп городских жителей.
Понимание базовой роли транспортной системы в агломерациях – необходимая предпосылка для применения системного подхода в процессе транспортного планирования. Эта роль зависит от того, какие системы и виды транспорта здесь действуют, от их непосредственного влияния на систему городских коммуникаций, а также от того, как они будут воздействовать на город в долгосрочном плане, – другими словами, на качество городской среды и качество жизни.
Каждый город представляет собой сосредоточие многочисленных видов человеческой активности: горожане живут в своих домах и квартирах; они заняты в различных сферах промышленности, коммерции, государственного и муниципального управления; они учатся и вступают в социальные контакты. Вся эта сложная система может эффективно функционировать только при наличии разнообразных обеспечивающих услуг: водоснабжения, транспорта и связи, подвоза продуктов питания, здравоохранения, охраны общественного порядка, защиты от пожаров и т. д.
Транспорт часто называют «системой кровеносных сосудов городов», поскольку он является ключевым связующим звеном между видами человеческой активности и, следовательно, в долгосрочном плане формирует город как таковой. Горожанин (горожанка) живет в одном месте, работает в другом, делает покупки и навещает друзей в третьем и четвертом. Каждый из этих видов деятельности обычно предполагает, что человек перемещается из одной точки города в другую. Если эти точки расположены близко друг к другу, передвижения будут короткими, их можно будет совершить немоторизированным путем, например на велосипеде или пешком. Так обычно и происходит в центре города, прочих точках концентрации городской активности или университетских кампусах. Однако, если это большой город и расстояния в нем велики, возникает потребность в скоростной моторизированной системе с достаточными провозными возможностями либо в системе, состоящей из различных видов транспорта. Эту потребность удовлетворяют, как правило, автомобили, автобусы и вагоны рельсового транспорта.
Из этого самого общего описания функций транспортных систем, а также роли, которую они играют в городах, вытекают основные требования к этим системам. С одной стороны, транспортная система должна предоставлять эффективные услуги по перемещению людей и товаров; с другой стороны, транспорт должен быть одним из компонентов города, физически и функционально интегрированным с другими видами деятельности и услуг. Транспортная инфраструктура не должна доминировать над другими видами деятельности. Кроме того, она не должна грубо нарушать городскую экологию и качество жизни его обитателей.
Общая проблема, влияющая на развитие транспортной системы в агломерациях, заключается в том, что один из видов транспорта зачастую признается «самым главным»; соответственно, ему отдают предпочтение при планировании и финансировании, в то время как другими видами транспорта пренебрегают. Именно так получилось с частными автомобилями. Исследования, проведенные во многих странах уже в 1960-х гг. [Buchanan, 1964; Fitch, 1964; Hollatz, Tamms, 1965], указывали на необходимость понимания не только преимуществ, но и проблем, связанных с использованием автомобилей в городах. В большинстве этих исследований подчеркивалась важность общественного транспорта и пешеходных сообщений.
Потребности в городских перемещениях значительно различаются в зависимости места, времени, расстояний и других параметров, а также, разумеется, от категории горожан. Эти разнообразные потребности удовлетворяются посредством самых различных транспортных систем и видов сообщения: пешеходного и велосипедного сообщений, автомобилей, автобусов, вагонов рельсового транспорта. Все они сильнейшим образом различаются по базовым характеристикам (скорости, надежности, доступности, частоте предоставления услуги и т. д.), по расходам (имеются в виду как капитальные, так и эксплуатационные затраты), по пространственным ресурсам в расчете на единицу перемещений. Последний аспект определяет провозные возможности каждого элемента инфраструктуры и, следовательно, территорию, необходимую для организации перемещения людей и товаров в городах.
Если в районах высокой концентрации различных видов деятельности мы будем активно использовать виды транспорта с низкими провозными возможностями, в особенности частные автомобили, то непременно столкнемся с проблемой заторов и, следовательно, с ненадежностью и низкими скоростями сообщения, высокими транспортными издержками, ухудшением качества окружающей среды и снижением привлекательности территории. По этой причине при высокой плотности застройки необходимо располагать высокопроизводительными системами общественного транспорта, способными, наряду с пешеходным движением, обслуживать мощные людские потоки, которые генерирует застройка такого типа.
Планировочные решения, ориентированные на использование автомобилей, предполагают застройку низкой плотности, которая оставляет пространство для дорог и парковок, однако делает пешеходное движение менее привлекательным или даже весьма затруднительным. Пренебрежение пешеходами снижает безопасность городских районов и делает менее удобным пользование общественным транспортом; все это ведет к еще большей зависимости от автомобиля и созданию городской среды, ориентированной на автомобиль, а не на человека.
Фотоиллюстрация 2.1.
Радиальный фривэй с высокой пропускной способностью (район залива Сан-Франциско).
(Фото Вукана Р Вучика)
Подобные районы менее приспособлены для сочетания различных видов человеческой деятельности (деловых и социальных контактов, отдыха и развлечений), нежели те, где горожанам доступны различные способы внутригородских поездок. Таким образом, выбор видов транспорта и особенно определение адекватной роли и места общественного транспорта, автомобилей, пешеходного и велосипедного сообщений – чрезвычайно важный вопрос, от ответа на который зависят базовые характеристики городских районов и качества жизни в них.
- Транспорт в городах, удобных для жизни (fb2)
- Вукан р. Вучик Транспорт в городах, удобных для жизни
- Предисловие научного редактора
- Глава 0 Введение к русскому изданию Городской транспорт в России: проблемы, причины их возникновения и пути разрешения
- Предмет этой книги: влияние транспорта на города
- Городской транспорт в исторической ретроспективе
- Развитие городов западного мира по мере роста автомобилизации
- Автомобильно-зависимые города
- Прогрессивные решения, или сбалансированная транспортная политика
- Реализация рациональной транспортной политики
- Транспортная специфика типологически различных городов
- Современная ситуация в городах России
- Благодарности
- Предисловие
- Литература
- Глава 1 Кризис американских городов и агломераций: обзор
- Богатая страна с деградирующими городами
- Транспорт формирует города и влияет на их удобство для жизни
- Автомобиль: строитель или разрушитель городов?
- Дилеммы городской транспортной политики
- Сша и другие развитые страны: расхождение в основах городской транспортной политики
- Жизнеспособность городов остается критически важным фактором
- Литература
- Глава 2 Взаимоотношения города и транспорта
- Транспорт – это система
- Частный транспорт, общественный транспорт и паратранзит
- Семейство видов городского общественного транспорта
- Зависимость типа транспортной системы от «крупности» города
- Причины и следствия заторов
- Равновесие индивидуальных предпочтений и социальный оптимум в выборе транспортного поведения
- Транспортные расходы, сборы, явные и скрытые субсидии
- Четыре уровня транспортного планирования
- Резюме и выводы
- Литература
- Глава 3 Как мы пришли к нынешнему положению вещей? Транспортная политика и транспортная практика в сша
- Федеральная транспортная политика в 1956 – 1981 гг.: доминирование дорожного строительства
- Закон об эффективном использовании интермодальных систем наземного транспорта (istea): прогресс и основные препятствия
- Способы обхода закона istea: увеличение ширины проезжей части автомобильных дорог под видом выделения обособленных полос для карпулинга
- Изменение общественных настроений
- Современная ситуация: обострение проблем городского транспорта
- Литература
- Глава 4 Городская транспортная политика в сша и других развитых странах
- Опыт развития транспортных систем некоторых развитых стран и городов
- Сравнение условий, трендов и подходов
- Сша и другие развитые страны: движение по расходящимся траекториям
- Реализация политики и ее результаты
- Литература
- Глава 5 Ходячие предрассудки по поводу городских транспортных систем
- Городское планирование и развитие
- Транспорт и его экономические аспекты
- Мобильность и доступность
- Автомобили и дороги
- Пешеходы, велосипеды и городская среда, удобная для жизни
- Автобусный транспорт
- Рельсовые транспортные системы
- Кампании против рельсового транспорта, основанные на эмоциональных аргументах
- Нетрадиционные виды транспорта
- Сша и другие развитые страны
- Литература
- Глава 6 Транспортная политика в городах, удобных для жизни
- Транспортная система и функционирование города
- Цели городских транспортных систем и требования, предъявляемые к их структуре
- Принципы создания сбалансированной транспортной системы
- Принципы планирования и внедрения сбалансированных транспортных систем
- Литература
- Глава 7 Реализация транспортной политики: меры, направленные на достижение интермодального баланса
- Транспорт в городском планировании
- Поиск оптимальной роли для легкового автомобиля
- Повышение роли общественного транспорта
- Поощрение использования других видов сообщений
- Литература
- Глава 8 Города и транспорт: что ждет нас в будущем?
- Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений
- Переход от технологических инноваций к системным решениям
- Понимание взаимоотношений города и транспорта
- Необходимость дискуссий и видения будущего агломераций
- Литература
- Примечания