Благодарности
Работа по сведению в рамках одной книги разнородных материалов, посвященных анализу городских транспортных систем и направлений городской транспортной политики, стала возможной благодаря спонсорству со стороны Энергетического фонда Сан-Франциско, а также гранту Министерства транспорта США, полученному мной в рамках федеральной программы поддержки университетских центров транспортных исследований. Я весьма признателен обоим упомянутым спонсорам.
Я также хотел бы поблагодарить коллег из разных стран и городов мира, с которыми я проводил совместные исследования, а также сотрудничал в процессе переработки накопленного материала и при написании новых глав:
профессора Генриха Брендли из Швейцарского федерального технологического института (ETH, Цюрих);
профессора ГюнтераГирнау (VDV[7], Кельн, Германия);
Тур К. Хаатвейт из Департамента транспорта города Осло; профессора Вольфганга Гомбургера из Калифорнийского университета в Беркли;
ТомасаДж. Матоффа и Джона Шумана из компании LTK Consultants (Портленд, США);
профессора Антонио Муссо из Римского университета; профессора Питера Ньюмана из Университета Мердока (Перт, Австралия);
и профессора Жана-Клода Зива из CNAM[8] (Париж, Франция).
Интереснейшие комментарии по транспортным проблемам городов разных стран мира, включая Россию, я получил от Бориса Пушкарева[9] из Нью-Йорка, известного русско-американского ученого-транспортника.
С учетом сложности и разнообразия тем, связанных с городским транспортом, представляется замечательным то обстоятельство, что среди моих рецензентов наблюдалось столь сильное общее согласие в отношении постановки проблем и общих подходов к их решению. При этом, как и следовало ожидать, мнения значительно разошлись в части причин их возникновения и конкретных методов разрешения. Некоторые из моих рецензентов предлагали смягчить те или иные суждения, тогда как другие советовали сформулировать критические замечания резче и конкретнее. Разумеется, содержание этой книги всецело определено автором и необязательно предполагает консенсус всех моих рецензентов.
Хотел бы назвать имена моих аспирантов, которые самоотверженно и с энтузиазмом участвовали в моих исследованиях и помогали мне при подготовке этой книги: Эрика Брюна, Никола Крстановски, Ян Джа Ли, Марио Семлера и Йон Юн Шин.
Вкладом моей жены Рады было не только ее неизменное терпение и понимание, но и консультации по ряду фрагментов текста. Как и на всех прежних этапах моей работы, ее поддержка оказалась наиболее ценной.
Душевное волнение наших детей – Моники, Бориса, Лили и Виктора – стимулировало мою работу по конструированию транспортных систем удобных для жизни городов.
Касаясь подготовки русского издания моей книги, а также специальной вводной главы, адресованной русскому читателю, я хотел бы упомянуть о своем 20-летнем многостороннем профессиональном сотрудничестве и личной дружбе с академиком Юрием Петровичем Бочаровым, которому посвящена эта книга. Это сотрудничество определило мой неизменный интерес к транспортным проблемам российских городов и дало мне основания предложить некоторые подходы к их решению.
Я также признателен Александру Петровичу Кудрявцеву, президенту Российской академии архитектуры и строительных наук, благодаря поддержке которого в 2006 г. я был избран иностранным членом РААСН. Избрание в российскую академию стало для меня большой честью и послужило эмоциональным толчком для развития еще более тесных отношений с Россией, о которых я еще ребенком мечтал в Сербии, много десятилетий назад.
Наконец, я хотел бы отметить, что наибольшая заслуга в подготовке русского издания моей книги принадлежит Михаилу Яковлевичу Блинкину, ведущему в России специалисту по городским транспортным системам. Мы познакомились в Москве в 2009 г. и сразу же пришли к полному согласию как в оценках существующих проблем, так и в мерах, которые нужно принять, чтобы сделать российские города более удобными для жизни, а их функционирование более устойчивым.
Вукан Р. Вучик,
Университет штата Пенсильвания
- Транспорт в городах, удобных для жизни (fb2)
- Вукан р. Вучик Транспорт в городах, удобных для жизни
- Предисловие научного редактора
- Глава 0 Введение к русскому изданию Городской транспорт в России: проблемы, причины их возникновения и пути разрешения
- Предмет этой книги: влияние транспорта на города
- Городской транспорт в исторической ретроспективе
- Развитие городов западного мира по мере роста автомобилизации
- Автомобильно-зависимые города
- Прогрессивные решения, или сбалансированная транспортная политика
- Реализация рациональной транспортной политики
- Транспортная специфика типологически различных городов
- Современная ситуация в городах России
- Благодарности
- Предисловие
- Литература
- Глава 1 Кризис американских городов и агломераций: обзор
- Богатая страна с деградирующими городами
- Транспорт формирует города и влияет на их удобство для жизни
- Автомобиль: строитель или разрушитель городов?
- Дилеммы городской транспортной политики
- Сша и другие развитые страны: расхождение в основах городской транспортной политики
- Жизнеспособность городов остается критически важным фактором
- Литература
- Глава 2 Взаимоотношения города и транспорта
- Транспорт – это система
- Частный транспорт, общественный транспорт и паратранзит
- Семейство видов городского общественного транспорта
- Зависимость типа транспортной системы от «крупности» города
- Причины и следствия заторов
- Равновесие индивидуальных предпочтений и социальный оптимум в выборе транспортного поведения
- Транспортные расходы, сборы, явные и скрытые субсидии
- Четыре уровня транспортного планирования
- Резюме и выводы
- Литература
- Глава 3 Как мы пришли к нынешнему положению вещей? Транспортная политика и транспортная практика в сша
- Федеральная транспортная политика в 1956 – 1981 гг.: доминирование дорожного строительства
- Закон об эффективном использовании интермодальных систем наземного транспорта (istea): прогресс и основные препятствия
- Способы обхода закона istea: увеличение ширины проезжей части автомобильных дорог под видом выделения обособленных полос для карпулинга
- Изменение общественных настроений
- Современная ситуация: обострение проблем городского транспорта
- Литература
- Глава 4 Городская транспортная политика в сша и других развитых странах
- Опыт развития транспортных систем некоторых развитых стран и городов
- Сравнение условий, трендов и подходов
- Сша и другие развитые страны: движение по расходящимся траекториям
- Реализация политики и ее результаты
- Литература
- Глава 5 Ходячие предрассудки по поводу городских транспортных систем
- Городское планирование и развитие
- Транспорт и его экономические аспекты
- Мобильность и доступность
- Автомобили и дороги
- Пешеходы, велосипеды и городская среда, удобная для жизни
- Автобусный транспорт
- Рельсовые транспортные системы
- Кампании против рельсового транспорта, основанные на эмоциональных аргументах
- Нетрадиционные виды транспорта
- Сша и другие развитые страны
- Литература
- Глава 6 Транспортная политика в городах, удобных для жизни
- Транспортная система и функционирование города
- Цели городских транспортных систем и требования, предъявляемые к их структуре
- Принципы создания сбалансированной транспортной системы
- Принципы планирования и внедрения сбалансированных транспортных систем
- Литература
- Глава 7 Реализация транспортной политики: меры, направленные на достижение интермодального баланса
- Транспорт в городском планировании
- Поиск оптимальной роли для легкового автомобиля
- Повышение роли общественного транспорта
- Поощрение использования других видов сообщений
- Литература
- Глава 8 Города и транспорт: что ждет нас в будущем?
- Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений
- Переход от технологических инноваций к системным решениям
- Понимание взаимоотношений города и транспорта
- Необходимость дискуссий и видения будущего агломераций
- Литература
- Примечания