Глава 8 Города и транспорт: что ждет нас в будущем?
Причины транспортных проблем в городах намного сложнее, чем об этом принято думать. Многие лежащие на поверхности решения краткосрочного плана являются скорее рефлексными, чем глубоко продуманными, и их применение в долгосрочной перспективе может оказаться сугубо контрпродуктивным. Примерами заблуждений такого рода является уверенность в том, что строительство новых дорог снизит остроту проблемы заторов и уменьшит загрязнение воздуха, или представление, что сооружение отдельно взятой линии рельсового транспорта переломит сложившиеся тренды или даже изменит транспортное поведение жителей целого региона. Не менее распространены упования на эффективность применения принципов свободного рынка к городским транспортным системам и вера в полезность дерегулирования сферы услуг общественного транспорта. Тот факт, что транспортные системы оказывают мощное (немонетарное по своей природе!) воздействие на социальную и окружающую среду не делает это заблуждение менее популярным.
В этой книге мы уделили особое внимание условиям функционирования и проблемам городских транспортных систем, а также последствиям тех или иных решений, принимаемых в этой области. Мы попытались показать, какие меры транспортной политики приводят к улучшениям ситуации, а какие только усугубляют существующие транспортные проблемы. Мы рассмотрели характеристики различных видов транспорта, их взаимоотношения, а также роли, которые те или иные виды транспорта играют в типологически разных городах. Наконец, мы провели сопоставительный анализ процессов развития транспортных систем в городах США и других развитых стран.
В этой главе я подвожу итоги обсуждений, проведенных в предшествующих главах книги, а затем, отталкиваясь от результатов, изложенных в главе 7, пробую найти ответ на ключевой вопрос: какие решения сложившихся транспортных проблем будут способствовать (или, напротив, препятствовать) формированию городов, удобных для жизни?
- Транспорт в городах, удобных для жизни (fb2)
- Вукан р. Вучик Транспорт в городах, удобных для жизни
- Предисловие научного редактора
- Глава 0 Введение к русскому изданию Городской транспорт в России: проблемы, причины их возникновения и пути разрешения
- Предмет этой книги: влияние транспорта на города
- Городской транспорт в исторической ретроспективе
- Развитие городов западного мира по мере роста автомобилизации
- Автомобильно-зависимые города
- Прогрессивные решения, или сбалансированная транспортная политика
- Реализация рациональной транспортной политики
- Транспортная специфика типологически различных городов
- Современная ситуация в городах России
- Благодарности
- Предисловие
- Литература
- Глава 1 Кризис американских городов и агломераций: обзор
- Богатая страна с деградирующими городами
- Транспорт формирует города и влияет на их удобство для жизни
- Автомобиль: строитель или разрушитель городов?
- Дилеммы городской транспортной политики
- Сша и другие развитые страны: расхождение в основах городской транспортной политики
- Жизнеспособность городов остается критически важным фактором
- Литература
- Глава 2 Взаимоотношения города и транспорта
- Транспорт – это система
- Частный транспорт, общественный транспорт и паратранзит
- Семейство видов городского общественного транспорта
- Зависимость типа транспортной системы от «крупности» города
- Причины и следствия заторов
- Равновесие индивидуальных предпочтений и социальный оптимум в выборе транспортного поведения
- Транспортные расходы, сборы, явные и скрытые субсидии
- Четыре уровня транспортного планирования
- Резюме и выводы
- Литература
- Глава 3 Как мы пришли к нынешнему положению вещей? Транспортная политика и транспортная практика в сша
- Федеральная транспортная политика в 1956 – 1981 гг.: доминирование дорожного строительства
- Закон об эффективном использовании интермодальных систем наземного транспорта (istea): прогресс и основные препятствия
- Способы обхода закона istea: увеличение ширины проезжей части автомобильных дорог под видом выделения обособленных полос для карпулинга
- Изменение общественных настроений
- Современная ситуация: обострение проблем городского транспорта
- Литература
- Глава 4 Городская транспортная политика в сша и других развитых странах
- Опыт развития транспортных систем некоторых развитых стран и городов
- Сравнение условий, трендов и подходов
- Сша и другие развитые страны: движение по расходящимся траекториям
- Реализация политики и ее результаты
- Литература
- Глава 5 Ходячие предрассудки по поводу городских транспортных систем
- Городское планирование и развитие
- Транспорт и его экономические аспекты
- Мобильность и доступность
- Автомобили и дороги
- Пешеходы, велосипеды и городская среда, удобная для жизни
- Автобусный транспорт
- Рельсовые транспортные системы
- Кампании против рельсового транспорта, основанные на эмоциональных аргументах
- Нетрадиционные виды транспорта
- Сша и другие развитые страны
- Литература
- Глава 6 Транспортная политика в городах, удобных для жизни
- Транспортная система и функционирование города
- Цели городских транспортных систем и требования, предъявляемые к их структуре
- Принципы создания сбалансированной транспортной системы
- Принципы планирования и внедрения сбалансированных транспортных систем
- Литература
- Глава 7 Реализация транспортной политики: меры, направленные на достижение интермодального баланса
- Транспорт в городском планировании
- Поиск оптимальной роли для легкового автомобиля
- Повышение роли общественного транспорта
- Поощрение использования других видов сообщений
- Литература
- Глава 8 Города и транспорт: что ждет нас в будущем?
- Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений
- Переход от технологических инноваций к системным решениям
- Понимание взаимоотношений города и транспорта
- Необходимость дискуссий и видения будущего агломераций
- Литература
- Примечания