logo
Шпоры на ГОССы / автомобили

26. Виды подвесок, составные элементы и их назначение

Составные части подвески: упругие элементы, направляющие, амортизаторы.

Упругие элементы воспринимают и гасят динамические нагрузки со стороны дороги. Различают рессорные (листовые, витые пружинные, торсионные), пневматические (резинокордные баллоны, диафрагменные, комбинированные), гидропневматические и резиновые (работают на кручение и сжатие).

Направляющее устройство воспринимает продольные и боковые силы и моменты. Схема направляющего устройства определяет зависимую и независимую подвески.

Форма набора листов рессор соответствует эпюре изгибающих моментов, т.е. рессора представляет собой балку равного сопротивления.

Листовая рессора состоит из коренного листа, который соединен с рамой, и притянутых к нему хомутами остальных листов. Рессору крепят к мосту стремянками с накладками, один конец коренного листа крепят к кузову шарнирно, а другой через серьгу. Применяют также крепление рессор на резиновых подушках. Такое крепление не требует смазки и снижает скручивание рессоры при перекосе рамы.

Листовые рессоры просты в изготовлении и ремонте. В них нет рычажных направляющих приспособлений в отличии от пружинных и торсионных.

Спиральные рессоры (пружины) применяют на легковых автомобилях при независимой подвеске колес.

Торсионы представляют собой вал или пучок валов, скручивающийся во время воздействия дороги на подвеску. Их применяют при независимой подвеске колес многоосных автомобилей, в прицепах и малолитражных автомобилях.

Упругие пневматические элементы наиболее часто применяют на автомобилях с меняющейся подрессореной массой (автобусах, контейнеровозах, трейлерах). Характеристика пневматической подвески нелинейная, параметры которой можно менять за счет изменения давления воздуха. Меняя давление воздуха, можно регулировать положение кузова относительно дороги, а при независимой подвеске – дорожный просвет.

Гидропневматические элементы телескопического типа передают давление газовой подушке через жидкость, эти устройства компактнее пневматических, т.к. работают при давлении до 20 МПа.

При независимой подвеске каждое колесо может совершать колебания независимо от других. Такую подвеску часто применяют при разрезном мосте в легковых автомобилях и автомобилях повышенной проходимости.

Рычажно-телескопическая подвеска «качающая свеча» обеспечивает незначительное изменение колеи и развала колес, имеет малую массу, большое расстояние между опорами правого и левого колес, большой ход по высоте.

Зависимая подвеска передает через мост колебания одного колеса другому. Оба колеса жестко соединены с балкой моста. При изменении положения одного из колес по высоте меняется угол. В этом случае при вращении колеса возникает гироскопический эффект, стремящийся вернуть ось в предыдущее положение, что приводит к износу шин и осей. Эту подвеску применяют для двух- и многосоосных грузовых автомобилей и прицепов. Зависимые балансирные подвески подрессоривают два близкорасположенных моста.

Балансирные подвески применяют на многосоосных автомобилях.

Стабилизаторы. При повороте автомобиля под действием центробежной силы кузов накреняется, положение центра масс изменяется, что может привести к опрокидыванию. Для компенсации этого явления подвеска должна иметь угловую жесткость в поперечном направлении, что достигается установкой стабилизаторов. Часто стабилизатор представляет собой торсион, который при наклоне кузова закручивается. На легковых автомобилях стабилизатор устанавливают на переднем мосту и редко ‑ на заднем. Иногда функцию стабилизатора на задней подвеске выполняет U-образная задняя балка (ВАЗ).

Амортизаторы поглощают энергию колебаний рессор, кузова и колес за счет дросселирования жидкости через комбинированные отверстия в специальных шайбах. В независимых подвесках амортизатор часто используют как направляющий элемент. Различают гидравлические, газонаполненные и комбинированные амортизаторы. По конструктивному исполнению бывают рычажные и телескопические.

Автотранспортные средства