logo
НАДЕЖНОСТЬ_1_ГРАДИРНИ / НАДЕЖНОСТЬ_Корчагин_1_ГРАДИРНИ

11.3.5. Предупреждение, локализация, ликвидация и учет аварийных ситуаций и аварий

Предполагается в организации создать координационный орган системы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций и аварий в форме комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Как рабочий орган КЧС, штаб КЧС обеспечивает планирование, техническое сопровождение работы КЧС, контроль выполнения принятых КЧС ре­шений.

Положение о КЧС разрабатывается в соответствии с руководящими документами вышестоящих органов ГО и ЧС, согласовывается с городским органом управления по ГО и ЧС и утверждается руководителем организации. Приказ о составе КЧС подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС), а утверждает руководитель организации.

Основными задачами КЧС являются:

– разработка и реализация мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных объектов, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении аварийных ситуаций;

– организация работы по созданию на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в состоянии постоянной готовности;

– обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации к действиям при аварийных ситуациях;

– руководство ликвидацией аварийных ситуаций и эвакуацией работников организации;

– создание производственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций;

– обеспечение подготовки руководящего состава, а также работников организации к действиям в аварийных ситуациях.

С целью локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий приказом руководителя организации на базе существующих подразделений создаются нештатные формирования. Проект приказа о нештатных формированиях подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) и утверждает руководитель организации.

Состав и оснащение нештатных формирований устанавливаются штабом ГО организации применительно к структуре, рекомендуемой территориальным управлением МЧС РБ, и утверждаются приказом руководителя организации.

По возможным аварийным ситуациям в организации проводится оценка потенциального риска от объекта, оборудования, технологического процесса и степени их воздействия на работающий персонал.

Оценка риска зависит от степени опасности объектов, оборудования, технологических процессов, а также последствий аварий и их воздействий на обслуживающий персонал, население и т. д.

В каждом подразделении организации составляется список возможных аварийных ситуаций.

Решением КЧС организации, зафиксированным в протоколе заседания, возможные аварийные ситуации вносятся в Перечень потенциальных аварийных ситуаций организации.

Перечень составляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) в одном экземпляре. Этот документ находится в КЧС и актуализируется по результатам предыдущего периода работы организации 2 раза в год.

На основании анализа потенциального риска и в соответствии с Перечнем потенциальных аварийных ситуаций в организации разрабатываются и утверждаются планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

Реагирование на аварийные ситуации осуществляется в соответствии с разработанными ПЛАС.

Руководство работами по локализации и ликвидации аварийных ситуаций осуществляется в зависимости от уровня развития аварии ответственным руководителем подразделения или организации либо председателем КЧС.

Действия в случае аварии. В случае аварии на опасном производственном объекте начальник штаба ГО и ЧС организации:

– незамедлительно сообщает об этом по установленной форме вышестоящей организации, а при авариях, сопровождающихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает в территориальные органы МЧС, другие министерства, если это необходимо, а также КЧС при кабинете министров;

– при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, незамедлительно сообщает об этом также другим органам и организациям согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии, сохранению жизни и здоровья людей;

– осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

– принимает меры по защите окружающей среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

– представляет комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

При других авариях (например, разрушении зданий и сооружений, при перевозке опасных грузов, на электрических, теплоиспользующих установках) действия должностных лиц организации аналогичны.

Действия после ликвидации аварии. Для безопасного возобновления производства после ликвидации аварии:

– обследуются здания, оборудование, трубопроводы, вентиляция, электропроводки с целью установления полного соответствия их требованиям производства и безопасности;

– последовательно проводится включение электроэнергии, подача газа, пара и другие мероприятия по безопасному пуску производства после ликвидации аварии;

– оформляется установленная документация и разрешение на запуск производства.

Техническое расследование причин аварий и инцидентов, их учет и анализ аварийных ситуаций, произошедших на опасном производственном объекте, проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя.

Учет аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, осуществляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) в журнале учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, и журнале учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах.

Результаты анализа причин аварий и инцидентов оформляются актом в произвольной форме.