logo
Механическая часть электровоза ВЛ10

Автосцепное устройство

Расположение автосцепного устройства на тепловозе:

1 — стяжной ящик; 2 — поглощающий аппарат; 3 — тяговый хомут; 4 — клин; 5 — автосцепка; б — ударная розетка; 7 — центрирующая балочка; 8 — маятниковая подвеска; 9 — цепочка; 10 — державка; 11 — расцепной рычаг; 12 — буферный брус; 13 — кронштейн.

Назначение

Автосцеп­ные устройства отечественного про­изводства, обеспечивают автома­тическое соединение единиц подвиж­ного состава, удержание их на опреде­ленном расстоянии друг от друга, передачу усилий в поезде и смягчение действия этих усилий на подвижной состав. К автосцепному устройству относятся автосцепка СА-3, центри­рующий прибор, расцепной привод, клин, тяговый хомут, поглощающий аппарат и передняя упорная плита.

Автосцепка СА-3 нежест­кого типа, т. е. она допускает взаим­ные вертикальные перемещения сце­пок в пути следования, а также сцеп­ление их при разнице по высоте между продольными осями автосцепок в гру­зовом поезде до 100 мм, а по горизон­тали — до 175 мм.. К автосцепному устройству относятся автосцепка СА-3, центри­рующий прибор, расцепной привод, клин, тяговый хомут, поглощающий аппарат и передняя упорная плита.

Автосцепка

Устройство

Автосцепка состоит из корпуса и механизма сцепления, к которому относятся замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник и валик подъемника. Все детали авто­сцепки отлиты из стали.

У пустотелого корпуса автосцепки различают головную и хвостовую ча­сти. Голова автосцепки имеет два зуба — большой 5 и малый 1, пространство между которыми называется зевом. В кармане головы размещают механизм сцепления, для чего внутри кармана предусмотрены соответствующие приливы и отверстия. На конце полого хвостовика 3 сделано овальное отвер­стие а под клин, соединяющий авто­сцепку с тяговым хомутом. Торцовая поверхность хвостовика имеет цилин­дрическую форму, что позволяет ав­тосцепке поворачиваться в горизон­тальной плоскости и обеспечивает точность удара в переднюю упорную плиту.

Замок служит для запирания сцепленных автосцепок. Через отверстие ж замка проходит валик подъемника. Овальная форма отверстия позволяет замку в процессе работы поворачи­ваться, для чего опорная поверхность е замка выполнена цилиндрической. Направляющий зуб 10 проходит через отверстие в корпусе автосцепки. По сигнальному отростку 9, окрашенно­му в красный цвет, определяют поло­жение замка. Если сигнальный отро­сток виден, это означает, что авто­сцепка расцеплена. На цилиндриче­ский шип 8 замка навешивают предохранитель, представляющий со­бой двухплечий рычаг. Верхнее плечо 11 предохранителя, расположенное на полочке 2 корпуса автосцепки, вместе с замкодержателем предотвращает саморасцеп автосцепок.

Замкодержатель обеспечивает удержание замка как в сцепленном (при помощи предохранителя), так и расцепленном (при помощи подъемни­ка) положениях. Овальное отверстие к позволяет навесить замкодержатель на цилиндрический шип 4 корпуса ав­тосцепки, относительно которого зам­кодержатель может не только повора­чиваться, но и перемещаться верти­кально при расцеплении автосцепок. Одно плечо замкодержателя — лапа 16 — выходит из кармана головы ав­тосцепки в зев, а другое — противовес 15 — расположено в кармане и имеет выступ, в который при сцепленных ав­тосцепках упирается верхнее плечо предохранителя.

Подъемник вместе с валиком пред­назначены для расцепления автосце­пок. Подъемник имеет два пальца — широкий 13 и узкий 14. При сборке механизма автосцепки подъемник кладут на прилив 6 корпуса автосцеп­ки так, чтобы широкий палец 13 был сверху. Через квадратное отверстие и проходит валик подъемника, имею­щий на конце балансир /7, к которому присоединяют цепочку ручного (расцепного) привода. Две цилиндриче­ские части м и о разного диаметра валика подъемника проходят через отверстия в в корпусе автосцепки. На цилиндрической части о большего ди­аметра сделан паз п для прохода запорного болта 18, удерживающего в собранном виде механизм сцепления.

В среднем положении, т. е. по оси тепловоза, автосцепка удерживается благодаря центрирующему прибору, состоящему из двух маятниковых под­весок 8 и центрирующей балочки 7, на которую опирается авто­сцепка. Центрирующий прибор подве­шен к ударной розетке 6 на буферном брусе 12 главной рамы тепловоза.

Работа

Сцепление автосцепок. При соу­дарении автосцепок малые зубья скользят по наклонным поверхностям и входят в зевы. Замки обеих автосце­пок утапливаются в карманах, а верх­ние плечи предохранителей скользят по полочкам и проходят над противо­весами замкодержателей. При даль­нейшем движении малые зубья нажи­мают на лапы замкодержателей и по­ворачивают их на шипах. Противове­сы замкодержателей поднимают верхние плечи предохранителей. Ког­да малые зубья доходят до упора в корпус, замки освобождаются и выпа­дают из карманов в зевы, располага­ясь между малыми зубьями. При этом верхние плечи предохранителей со­скакивают на полочки с противовесов замкодержателей и устанавливаются против их выступов. Такое положение предохранителей исключает возмож­ность саморасцепа, так как не позво­ляет замкам уходить из зевов. При сцепленных автосцепках сигнальные отростки замков не видны.

Расцепление автосцепок. Для рас­цепления достаточно увести из зева замок любой автосцепки. Для этой це­ли используется как ручной, так и ди­станционный расцепной привод. Расцепной привод состоит из расцепного рычага 11 (см. рис. 13), проходящего через отверстия в кронштейне 13 и державке 10, соединенного цепочкой 9 с балансиром валика подъемника. При повороте рукоятки расцепного рычага поворачивается валик подъемника с установленным на нем подъемником. Широкий палец подъемника нажима­ет да нижнее плечо предохранителя, поворачивая его на шипе замка. При этом верхнее плечо предохранителя, лежавшее на полочке, поднимается выше противовеса займодержателя. Затем этот же палец, упираясь в при­лив замка, уводит его внутрь корпуса, расцепляя автосцепки.

Чтобы обеспечить устойчивое по­ложение механизма в расцепленном состоянии при отпускании расцепного рычага, предусмотрен узкий палец подъемника. При дальнейшем поворо­те валика подъемник своим узким пальцем поднимает замкодержатель на шипе за счет овального отверстия и проскакивает за расцепной угол замкодержателя. Освободившись, замко­держатель опускается на шипе вниз и в таком положении удерживает подъ­емник (а значит, и замок) до тех пор, пока не освободится от действия мало­го зуба другой автосцепки. При рас­цепленных автосцепках сигнальный отросток замка выступает из корпуса автосцепки. После разведения авто­сцепок все детали их механизмов воз­вращаются в исходное положение под действием собственной массы, т. е. ав­тосцепки опять готовы к сцеплению.

Осмотр и проверка исправности автосцепки

Нормативными документами установлены 2 вида осмотра автосцепок:

- полный (со снятием с локомотива);

- наружный (без снятия автосцепки при текущем ремонте, когда степень износа детали определяют комбинированным шаблоном ).

При приемке локомотива локомотивная бригада обязана проверить автосцепное устройство:

а) отсутствие трещин в деталях, изломов и деформаций;

б) состояние и исправность крепления деталей расцепного привода;

в) правильность крепления валика подъемника и клина тягового хомута;

г) свободность поперечного перемещения автосцепки от руки;

д) исправное действие расцепного рычага;

ж) исправное действие механизма от саморасцепа (правой рукой нажимаем-утапливаем – замкодержатель, левой рукой давим на замок. Замок не должен перемещаться внутрь головки автосцепки. Нормальный ход от руки должен быть 17 – 18 мм.).