Автосцепное устройство
Расположение автосцепного устройства на тепловозе:
1 — стяжной ящик; 2 — поглощающий аппарат; 3 — тяговый хомут; 4 — клин; 5 — автосцепка; б — ударная розетка; 7 — центрирующая балочка; 8 — маятниковая подвеска; 9 — цепочка; 10 — державка; 11 — расцепной рычаг; 12 — буферный брус; 13 — кронштейн.
Назначение
Автосцепные устройства отечественного производства, обеспечивают автоматическое соединение единиц подвижного состава, удержание их на определенном расстоянии друг от друга, передачу усилий в поезде и смягчение действия этих усилий на подвижной состав. К автосцепному устройству относятся автосцепка СА-3, центрирующий прибор, расцепной привод, клин, тяговый хомут, поглощающий аппарат и передняя упорная плита.
Автосцепка СА-3 нежесткого типа, т. е. она допускает взаимные вертикальные перемещения сцепок в пути следования, а также сцепление их при разнице по высоте между продольными осями автосцепок в грузовом поезде до 100 мм, а по горизонтали — до 175 мм.. К автосцепному устройству относятся автосцепка СА-3, центрирующий прибор, расцепной привод, клин, тяговый хомут, поглощающий аппарат и передняя упорная плита.
Автосцепка
Устройство
Автосцепка состоит из корпуса и механизма сцепления, к которому относятся замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник и валик подъемника. Все детали автосцепки отлиты из стали.
У пустотелого корпуса автосцепки различают головную и хвостовую части. Голова автосцепки имеет два зуба — большой 5 и малый 1, пространство между которыми называется зевом. В кармане головы размещают механизм сцепления, для чего внутри кармана предусмотрены соответствующие приливы и отверстия. На конце полого хвостовика 3 сделано овальное отверстие а под клин, соединяющий автосцепку с тяговым хомутом. Торцовая поверхность хвостовика имеет цилиндрическую форму, что позволяет автосцепке поворачиваться в горизонтальной плоскости и обеспечивает точность удара в переднюю упорную плиту.
Замок служит для запирания сцепленных автосцепок. Через отверстие ж замка проходит валик подъемника. Овальная форма отверстия позволяет замку в процессе работы поворачиваться, для чего опорная поверхность е замка выполнена цилиндрической. Направляющий зуб 10 проходит через отверстие в корпусе автосцепки. По сигнальному отростку 9, окрашенному в красный цвет, определяют положение замка. Если сигнальный отросток виден, это означает, что автосцепка расцеплена. На цилиндрический шип 8 замка навешивают предохранитель, представляющий собой двухплечий рычаг. Верхнее плечо 11 предохранителя, расположенное на полочке 2 корпуса автосцепки, вместе с замкодержателем предотвращает саморасцеп автосцепок.
Замкодержатель обеспечивает удержание замка как в сцепленном (при помощи предохранителя), так и расцепленном (при помощи подъемника) положениях. Овальное отверстие к позволяет навесить замкодержатель на цилиндрический шип 4 корпуса автосцепки, относительно которого замкодержатель может не только поворачиваться, но и перемещаться вертикально при расцеплении автосцепок. Одно плечо замкодержателя — лапа 16 — выходит из кармана головы автосцепки в зев, а другое — противовес 15 — расположено в кармане и имеет выступ, в который при сцепленных автосцепках упирается верхнее плечо предохранителя.
Подъемник вместе с валиком предназначены для расцепления автосцепок. Подъемник имеет два пальца — широкий 13 и узкий 14. При сборке механизма автосцепки подъемник кладут на прилив 6 корпуса автосцепки так, чтобы широкий палец 13 был сверху. Через квадратное отверстие и проходит валик подъемника, имеющий на конце балансир /7, к которому присоединяют цепочку ручного (расцепного) привода. Две цилиндрические части м и о разного диаметра валика подъемника проходят через отверстия в в корпусе автосцепки. На цилиндрической части о большего диаметра сделан паз п для прохода запорного болта 18, удерживающего в собранном виде механизм сцепления.
В среднем положении, т. е. по оси тепловоза, автосцепка удерживается благодаря центрирующему прибору, состоящему из двух маятниковых подвесок 8 и центрирующей балочки 7, на которую опирается автосцепка. Центрирующий прибор подвешен к ударной розетке 6 на буферном брусе 12 главной рамы тепловоза.
Работа
Сцепление автосцепок. При соударении автосцепок малые зубья скользят по наклонным поверхностям и входят в зевы. Замки обеих автосцепок утапливаются в карманах, а верхние плечи предохранителей скользят по полочкам и проходят над противовесами замкодержателей. При дальнейшем движении малые зубья нажимают на лапы замкодержателей и поворачивают их на шипах. Противовесы замкодержателей поднимают верхние плечи предохранителей. Когда малые зубья доходят до упора в корпус, замки освобождаются и выпадают из карманов в зевы, располагаясь между малыми зубьями. При этом верхние плечи предохранителей соскакивают на полочки с противовесов замкодержателей и устанавливаются против их выступов. Такое положение предохранителей исключает возможность саморасцепа, так как не позволяет замкам уходить из зевов. При сцепленных автосцепках сигнальные отростки замков не видны.
Расцепление автосцепок. Для расцепления достаточно увести из зева замок любой автосцепки. Для этой цели используется как ручной, так и дистанционный расцепной привод. Расцепной привод состоит из расцепного рычага 11 (см. рис. 13), проходящего через отверстия в кронштейне 13 и державке 10, соединенного цепочкой 9 с балансиром валика подъемника. При повороте рукоятки расцепного рычага поворачивается валик подъемника с установленным на нем подъемником. Широкий палец подъемника нажимает да нижнее плечо предохранителя, поворачивая его на шипе замка. При этом верхнее плечо предохранителя, лежавшее на полочке, поднимается выше противовеса займодержателя. Затем этот же палец, упираясь в прилив замка, уводит его внутрь корпуса, расцепляя автосцепки.
Чтобы обеспечить устойчивое положение механизма в расцепленном состоянии при отпускании расцепного рычага, предусмотрен узкий палец подъемника. При дальнейшем повороте валика подъемник своим узким пальцем поднимает замкодержатель на шипе за счет овального отверстия и проскакивает за расцепной угол замкодержателя. Освободившись, замкодержатель опускается на шипе вниз и в таком положении удерживает подъемник (а значит, и замок) до тех пор, пока не освободится от действия малого зуба другой автосцепки. При расцепленных автосцепках сигнальный отросток замка выступает из корпуса автосцепки. После разведения автосцепок все детали их механизмов возвращаются в исходное положение под действием собственной массы, т. е. автосцепки опять готовы к сцеплению.
Осмотр и проверка исправности автосцепки
Нормативными документами установлены 2 вида осмотра автосцепок:
- полный (со снятием с локомотива);
- наружный (без снятия автосцепки при текущем ремонте, когда степень износа детали определяют комбинированным шаблоном ).
При приемке локомотива локомотивная бригада обязана проверить автосцепное устройство:
а) отсутствие трещин в деталях, изломов и деформаций;
б) состояние и исправность крепления деталей расцепного привода;
в) правильность крепления валика подъемника и клина тягового хомута;
г) свободность поперечного перемещения автосцепки от руки;
д) исправное действие расцепного рычага;
ж) исправное действие механизма от саморасцепа (правой рукой нажимаем-утапливаем – замкодержатель, левой рукой давим на замок. Замок не должен перемещаться внутрь головки автосцепки. Нормальный ход от руки должен быть 17 – 18 мм.).
- Рама электровоза вл-10
- Опоры кузова
- Тележка с люлечным подвешиванием
- Люлечное подвешивание
- Противоразгрузочное устройство
- Гидравлический гаситель
- Рессорное подвешивание
- Шкворневой узел
- Тележка с противоотносным устройством
- Рессорное подвешивание
- Колесная пара
- Букса электровоза вл-10
- Буксовый узел с токоотводящим устройством
- Буксовый узел с приводом скоростемера
- Тормозная рычажная передача
- Автосцепное устройство
- Поглощающий аппарат
- 1.Какие виды тележек применяются на электровозах вл-10.