logo
Механическая часть электровоза ВЛ10

Поглощающий аппарат

Назначение поглощающего аппарата

Им гасятся удары и рывки, действующие на автосцепку.

Устройство поглощающего аппарата

Установлен вместе с передней упорной плитой в стальном тяговом хомуте 3. Его головная и хво­стовая части соединены двумя тяговы­ми полосами. В головной части сдела­но окно для прохода хвостовика авто­сцепки и отверстие под клин 4, соеди­няющий автосцепку с тяговым хомутом. Клин удерживается от выпа­дания двумя болтами, проходящими через отверстия в приливах тягового хомута. Через все детали аппарата прохо­дит стяжной болт 4. Сборку аппарата ведут на прессе, при этом под гайку 10 стяжного болта ставят прокладку толщиной 10— 15 мм, имеющую форму скобы. В собранном аппарате пружи­ны 5 и 6 сжаты усилием 25 кН (2,5 тс). Поглощающий аппарат вместе с тяго­вым хомутом и передней упорной пли­той расположен в стяжном ящике между четырьмя упорами (двумя пе­редними 12 и двумя задними 1).

Поглощающий аппарат Ш-1-Т (Ш-1-ТМ):

1,12 – задние и передние упоры; 2 тяговый хомут; корпус поглощающего аппарата; 4 – стяжной болт; 5,6 – наружные и внутренние пружины; стяжной ящик; 8 – нажимная шайба; 9- фрикционный клин; 10 – гайка; 11 – нажимной конус; 13 – упорная плита; 14 – клин тягового хомута; 15 – хвостовик автосцепки.

Работа поглощающего аппарата

Работа пружинно-фрикционного поглощающего аппарата типа Ш-1-Т (Ш-1-ТМ) основана на принципе га­шения ударов и рывков за счет трения клиньев о корпус и сжатия пружин. В корпусе 3 устанавливают две пружины (наружную 5 и внутреннюю 6), нажимную шайбу 8, три фрикцион­ных клина 9 и нажимной конус 11.

Поглощающий аппарат при уда­рах и рывках работает на сжатие. На­пример, при сцеплении тепловоза с со­ставом может получиться удар, кото­рый через автосцепку будет передан передней упорной плите 13 и далее — поглощающему аппарату. Поскольку задние упоры стяжного ящика 7 не позволяют корпусу 3 перемещаться, происходит сжатие аппарата. Нажим­ной конус 11 раздвигает фрикционные клинья и перемещает их внутрь кор­пуса, одновременно сжимая пружины5 и 6. За счет трения клиньев о стенки корпуса гасится примерно 80 % энер­гии удара, а остальные 20 % — за счет сжатия пружин. После окончания дей­ствия ударной нагрузки пружины 5 и6 возвращают все детали поглощаю­щего аппарата в исходное положение. Следует помнить, что при первом ра­бочем сжатии аппарата прокладка из-под гайки 10 стяжного болта выпада­ет. За счет пружин корпус и передняя упорная плита прижимаются к упорам стяжного ящика.

При рывке автосцепка через клин 14 и тяговый хомут 2 передает усилие на корпус поглощающего аппарата. Последний нажимным конусом 11 упирается в плиту 13 и сжимается, затрачивая энергию на трение клинь­ев о корпус и на сжатие пружин.

Контрольные вопросы